15.05.2017

Российская Федерация отличается чрезвычайно высокой неравномерностью социально-экономического развития, которая во многом определяется обеспеченностью природными ресурсами, исторически сложившейся инфраструктурой, природно-климатическими условиями и другими факторами объективного характера. Если, например, экспортная ориентированность регионов, добывающих нефть и газ, задана географически и геологически, то промышленная ориентированность во многом определялась особенностями развития страны в период индустриализации 30-х годов прошлого века. Наряду с объективными факторами, существенное влияние на развитие субъектов РФ оказывают региональная экономическая политика и условия ведения бизнеса.


Основной тенденцией переходного периода 1990-х гг. стала концентрация экономики страны в крупнейших агломерациях и в экспортно-сырьевых регионах. Доля 10 ведущих субъектов РФ в суммарном ВРП увеличилась за последние 20 лет почти на треть, в основном за счет Москвы. Это объясняется не только темпами социально-экономического развития Москвы, но также концентрацией в столице штаб-квартир российского крупного бизнеса, обеспечивающая огромный приток налоговых доходов в бюджет города, большое количество высокооплачиваемых рабочих мест, значительно более высокие доходы населения. За общими цифрами концентрации экономики скрывается крайне неравномерная динамика экономического роста, отмечавшаяся в России в 2000-2008 гг. В 2000-е годы можно отметить ускорение развития Московской области и усиления ее роли в экономике страны. Причиной этого процесса служат агломерационный эффект и переток капитала из столицы, что в меньшей степени проявляется для второй столицы – Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Проявление агломерационного эффекта на страновом уровне практически больше нигде не проявляется, поскольку Россия отличается малочисленностью городов, особенно крупных с населением более 250 тысяч человек. Экономическое значение слаборазвитых территорий минимально – около 1% суммарного ВРП.


Десятка регионов-аутсайдеров представлена слаборазвитыми республиками Северного Кавказа и юга Сибири – республики Адыгея, Карачаево-Черкессия, Ингушетия, Северная Осетия, Калмыкия, Тыва, Алтай и некоторые другие. Это отражается на устойчивости в целом социально-экономической системы России, создает определенные барьеры в повышении эффективности функционирования экономики. Стратегия пространственного развития должна быть нацелена на выявление объективно существующих территориальных природно-хозяйственных систем, в пределах которой можно проводить единую социально-экономическую политику по развитию определенных видов специализации. Это позволит получать наибольшую эффективность от реализуемых проектов в рамках комплексирования и повышать устойчивость всей социальноэкономической системы России. Особенностью регионального развития в России является повышенная роль факторов «первой природы», прежде всего, обеспеченности нефтегазовыми ресурсами, наиболее востребованными глобальным рынком. Факторы «второй природы», как и фактор географического положения, чаще работают как барьеры развития. Это еще в большей степени усиливает необходимость поиска инструментов и выработки механизмов социально-экономического развития территорий вне использования природно-ресурсной ренты.

В советской экономической и социальной географии накоплен большой опыт изучения и учета географических факторов в рамках регионального/территориального планирования экономики СССР. Среди них наибольшая ценность принадлежит исследованиям Н.Н. Баранского, Ю.Г. Саушкина, Н. Н. Колосовского, Н. Н. Некрасова. Первые попытки планирования социально-экономического развития территории в нашей стране были предприняты еще в 20 – 30 гг. XX в. В 1929 г. был принят первый стратегический план развития народного хозяйства – пятилетний план развития СССР, в котором была поставлена задача увеличения объема промышленного производства к 1933г. в три раза по сравнению с 1928г. Каждый план экономического и социального развития (страны, союзных республик, краев, областей и др., а также отраслей народного хозяйства) должен был иметь свой территориальный разрез. Основными задачами территориального планирования провозглашались совершенствование территориальной организации общественного производства; осуществление дальнейших прогрессивных сдвигов в размещении производительных сил, которые должны были обеспечивать экономию общественного труда; комплексное и высокоэффективное развитие всех союзных республик и экономических районов, каждого региона страны на основе их рациональной специализации; создание оптимальных динамичных пространственных пропорций производства и распределения продукции; совершенствование систем расселения населения; охрану природы и улучшение окружающей среды. Все эти принципы с определенной трансформацией и дополнением актуальны и в современных рыночных условиях.

Стратегия пространственного развития должна базироваться на выявлении объективных тенденций развития территориальных систем, современных и перспективных ограничениях в их развитии, оценке различий в пространственных условиях реализации программ, схем мероприятий и воздействий, которые ими оказываются на территорию. Отраслевые программы социально-экономического развития должны комплексно рассматриваться с проектами в инфраструктурном, социальном, финансовом секторах и т.д. В связи с этим разработка стратегии должна учитывать следующие направления:

  • Оценка унаследованной региональной структуры экономики (современное состояние, оценка потенциала развития, конкурентоспособность, инновационная проницаемость, инвестиционная емкость и т.д.)
  • Выявление структурных территориальных диспропорций и разработка предложений по их уменьшению
  • Выявление и оценка современных хозяйственных связей между территориями разного иерархического уровня
  • Устойчивость территориальных социально-экономических систем к влиянию циклов конъюнктуры и глобальных изменений в природе
  • Определение потенциальных полюсов и ареалов роста, кризисных ареалов для российской экономики с учетом макроэкономических условий
  • Прогноз расселения населения России с учетом изменения структуры трудовых ресурсов и миграционных процессов
  • Оценка инфраструктурных и ресурсных ограничений на региональном и межрегиональном уровне
  • Применение ГИС-технологий для пространственного развития

Стратегия пространственного развития Российской Федерации должна быть нацелена на создание благоприятных условий для реализации потенциала развития каждого региона путем преодоления инфраструктурных и институциональных ограничений, содействия развитию человеческого потенциала, улучшения координации деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, бизнеса, структур гражданского общества. Стратегия пространственного развития Российской Федерации должна учитывать сложившуюся высокую концентрацию населения и хозяйства в ограниченном числе ареалов. В связи с этим концептуальными основами разрабатываемых документов могут стать:

  • методические подходы к оценке концентрации и деконцентрации современных и планируемых процессов
  • эволюционная парадигма, в частности теория циклично-генетической динамики, позволяющая выявить волновой характер пространственного развития
  • факторные и инновационные модели экономического роста в их пространственной проекции (неоклассические, центро-периферийные, кумулятивного роста, диффузия нововведений и др.)
  • новые теории регионального роста (П. Кругман, М. Фуджита, М.Портера) и др.

Стратегия пространственного развития Российской Федерации и современные схемы территориального планирования в методическом отношении абсолютно игнорируют природную составляющую, которая во многом определяет экономические издержки и риски удержания специализации региона.