03.05.17

Большинство россиян уверено, что СМИ прикрашивают реальное  положение экономики в стране, но зато объективны в освещении деятельности президента и сообщениях о наводнениях, землетрясениях, пожарах и других стихийных бедствиях. К таким выводам пришли социологи ВЦИОМ, опубликовав рейтинг доверия СМИ.

Исследование общественного мнения показало, что постепенно увеличивается доля людей, которые не доверяют тому, как российские СМИ освещают ситуацию на Украине. С 2015 года число людей, которые подозревают российских журналистов в стремлении показать происходящее хуже, чем есть на самом деле, увеличилось с 17% до 22%. Вместе с этим, доля тех, кто считает транслируемую информацию по украинскому конфликту объективной, сократилось с 51% до 40%. Также выросло число респондентов, считающих, что российские СМИ приукрашивают положение России на международной арене, –  с 23% до 31% за аналогичный период.


Зато по сравнению с прошлым годом меньше стало россиян, которые не определись с тем, каким образом все-таки российские журналисты подходят к освещению деятельности оппозиции. Увеличилось число считающих, что СМИ прикрашивают реальную ситуацию.

Ситуация с отношением к освещению в СМИ стихийных бедствий остается неизменной. По-прежнему около 70% респондентов уверены в объективности СМИ, отражающих ситуацию с наводнениями, землетрясениями и пожарами в стране.

В рейтинге доверия СМИ россияне предпочитают и дальше доверять телевидению, однако интернет постепенно догоняет своего информационного предшественника. Семь из десяти россиян (70%) выражает доверие центральному телевидению. Показатель регионального ТВ немногим ниже – 63%. Другие же СМИ вызывают доверие менее чем у половины опрошенных, а абсолютным аутсайдером являются зарубежные телепередачи, газеты, журналы и т.д. – индекс доверия к ним более пяти лет держится в области отрицательных значений.

«Телевидение продолжает оставаться основным источником новостных сообщений. Несмотря на активное проникновение интернета и рост популярности социальных сетей, транслируемые по телевидению сюжеты об актуальных событиях вызывают наибольшее доверие», – комментирует директор по исследованиям ВЦИОМ Елена Михайлова.


Как показывают результаты опроса, сегодня россияне верят информации с новостных, аналитических сайтов также, как напечатанному в центральной и региональной прессе (11%). Информация же из социальных сетей и блогов – одна из самых непопулярных позиций в рейтинге доверия СМИ, которая обгоняет только зарубежные СМИ, к которым у россиян наименьшее доверие.  

«Интернет-ресурсы и социальные сети сегодня дают излишне мозаичную, неструктурированную картину. Ориентироваться в новостном потоке интернет-сообщений гораздо сложнее, а противоречивость получаемой в интернете информации вызывает сомнение в ее достоверности», – считает Елена Михайлова.

С ее слов, популярность телевидения во многом зависит от специфика подачи сомой информации.

«Информация, которая сопровождается видеорядом, задействует разные органы чувств, такой формат дает возможность зрителям не только убедиться в достоверности новости, но и более глубоко погрузиться в проблематику, самостоятельно интерпретировать увиденное. Телевидение воспринимается как СМИ с высокой ответственностью», – резюмирует социолог ВЦИОМ.

Отметим, что всероссийский опрос ВЦИОМ был проведен 20-24 апреля этого года в 130 населенных пунктах 46 субъектов РФ. Было опрошено 1600 совершеннолетних россиян у себя дома путем проведения личных формализованных интервью.