03.05.17

После резкого подъема, который пираты демонстрировали в самом начале ХХI века, в последние годы намечается устойчивое снижение пиратской активности, – отмечает старший научный сотрудник Центра координации и исследований РИСИ Леонид Гладченко.

К факторам, обеспечившим снижение активности сомалийских пиратов, эксперт относит эффективные действия международной антипиратской коалиции в составе ВМС США, ряда стран НАТО и Евросоюза, а также корабельных групп России, Китая, Индии, Японии, Республики Корея, Ирана, Австралии, Таиланда и Сингапура. Важную роль сыграли применение на торговых судах современных технологий и использование «лучших практик» для защиты от нападений, привлечение частных охранных структур для обеспечения безопасности торговых судов, а также начавшийся процесс восстановления основ государственности в Сомали.

«Важным индикатором улучшения ситуации на фронте борьбы с пиратством стало снижение так называемого «пиратского налога» (piracy tax). Этот показатель отражает совокупные расходы, которые несёт международное сообщество в результате этой преступной практики», – утверждает Леонид Гладченко.


По подсчётам экспертов аналитического центра «Oceans Beyond Piracy» (США), в результате принятых мер за последние годы этот экономический показатель сократился практически в семь раз: с $7 млрд в 2010 года до $1 млрд в 2015 году.

Но такие положительные моменты пока не позволяют снять  проблему с повестки дня, сообщает пресс-служба РИСИ. Более того, в районах, где пока не обеспечена должная степень координации международных усилий, пиратская активность сохраняется на опасно высоком уровне, считает эксперт РИСИ.


Показательным в этом плане стало заметное увеличение числа нападений в акватории Гвинейского залива (с 14 в 2015 года до 36 в 2016 года), который становится «новым эпицентром» современного пиратства. Причем снижение общего количества нападений происходит на фоне резкого увеличения числа захваченных пиратами заложников из числа членов экипажей. По данным доклада ММБ, в истекшем году зарегистрированы 62 факта похищения пиратами членов экипажей для получения выкупа. Это практически в три раза превысило аналогичный показатель 2015 года, став рекордным за последние 10 лет.

«В целом можно сделать общий вывод, что, несмотря на произошедшие положительные изменения в сфере борьбы с пиратством, это явление сохраняет и остроту, и актуальность. Отмеченное сокращение общего числа пиратских нападений на нынешнем этапе выступает не столько результатом подавления преступной активности в том или ином районе Мирового океана, сколько следствием изменения пиратской тактики: вместо захвата судов, становящихся все более проблемными объектами для последующей «реализации», пираты переключаются на захват более компактного и ликвидного «живого» товара. В результате угроза безопасности и жизни мореплавателей возрастает многократно», – считает Леонид Гладченко.

К тому же, тревожным моментом становится и определенное расширение географии современного пиратства. Подтверждением этому становятся факты пиратских нападений в тех районах Мирового океана, где ранее они не отмечались. В этом плане эксперты обращают внимание на формирование нового очага в тихоокеанской акватории Латинской Америки, в частности, в районе порта Кальяо (Перу), где в 2016 году зарегистрировано 11 пиратских нападений.


«В таких условиях ослабление международных усилий по противодействию морскому пиратству, сохраняющему достаточный потенциал для совершения новых нападений, чревато рецидивом нового витка этой преступной практики в различных районах Мирового океана. Поэтому проблема морского пиратства требует к себе пристального внимания и коллективных усилий со стороны международного сообщества», – резюмирует эксперт РИСИ.

Российский институт стратегических исследований (РИСИ) –  ведущий российский научно-исследовательский и аналитический центр, учрежденный  президентом Российской Федерации.