02.05.2017

Европейские газеты отметили, что первый в истории прямой железнодорожный состав из Лондона в прошлую субботу прибыл в конечный пункт назначения в Китае. Состав отбыл из столицы Соединенного Королевства 11 апреля.


Грузовой поезд из Лондона пересек Францию, Германию, Польшу, Россию, Казахстан и за 20 дней достиг конечной станции Иу (Yiwu) в Китае. Китайский город Иу, в котором проживают 2 млн. человек, расположен южнее Шанхая – крупнейшего финансово-экономического центра КНР. Хотя город Иу не отнесешь к очень крупным, в Китае его называют «торговым раем». Здесь, например, расположен, возможно, крупнейший в мире торговый центр (5-этажный, длиной в три километра). Новая прямая железнодорожная линия в 12 тыс. км стала второй по длине после введенного в 2014 году маршрута Мадрид (Испания) – Иу (Китай). Кстати, испано-китайский маршрут также проходит через Россию.

Хотя продолжительность первой поездки по железной дороге из Лондона к юго-восточному побережью Китая заняла почти три недели и длилась на два дня дольше, чем планировалось, такое грузовое сообщение оказалось все равно значительно быстрее, чем перевозка грузов морским путем.

Британцы загрузили состав традиционным продуктом своего экспорта – виски, а также безалкогольными напитками, детскими продуктами и медикаментами, предназначенными для реализации на китайском рынке. В обратную сторону китайцы направят разнообразные товары своего экспорта, включая электронную продукцию, игрушки и т.п.

Первый поезд включал 88 контейнеров и был скорее показательным. Ведь, по морю один транспорт способен перевести от 10 до 20 тыс. контейнеров, Но морской путь занимает 30 дней, тогда как по земле дорога от Британских островов до Шанхая должна по идее занимать 18 дней. Более короткие сроки транспортировки, в частности, позволят поставлять сельскохозяйственную и пищевую продукцию из Европы в Китай.


Открытие нового железнодорожного сообщения показывает, что Великобритания в связи с ожидаемым выходом из ЕС рассматривает рынки Азии как приоритетные для своей экономики в долгосрочной перспективе. Данный маршрут, отмечают европейские газеты, является одним из реальных проектов в рамках предложенной Китаем в 2013 году инициативы «Новый шелковый путь».

Вместе с тем, как отмечает швейцарская газета Le Temps, ссылаясь на британских исследователей, пока подобные перевозки грузов по железной дороге из Великобритании в Китай остаются менее экономически оправданными, по сравнению с морскими маршрутами. Железнодорожная логистика требует постоянных расходов и инвестиций, например, в поддержание состояния пути, в обеспечение безопасности грузов. Газета также отмечает такое «препятствие» железнодорожных поставок, как различная ширина колеи в Европе и в странах СНГ.

Тем не менее у трансконтинентальных железнодорожных перевозок грузов имеются хорошие перспективы. Железнодорожный путь в ряде случаев является более практичным, гибким, а также он мало зависит от погодно-климатических условий. Пока же 80% коммерческих грузов перевозится в мире морским путем.

Открытие новой прямой железнодорожной грузовой линии между Китаем и Великобританией через территорию России показывает необходимость дальнейшей модернизации российских железных дорог, что позволило бы РФ органично интегрироваться в крупные международные транспортные проекты, включая «Новый шелковый путь» Китай – Европа, играя роль транспортного моста между Европой и Азией.

Алла Хромова, кандидат экономических наук

представитель «Регионов России» в Швейцарии,

директор швейцарской компании «Эдельвейс МедСервис»

Берн, 2 мая 2017