За период января 2011 года по январь 2012 года цены на лекарственные препараты выросли на 19%, – передает РБК daily со ссылкой на исследование «Фармэксперта». В основном рост цен происходит из-за того, что потребитель переходит на более дорогостоящие лекарства. Но это не является следствием увеличения уровня доходов населения. Причина кроется в том, что аптеки заинтересованы в продажах более дорогих лекарств.

Средняя цена на упаковку лекарственного средства в январе 2012 года по сравнению с январем 2011 года выросла на 19%, с 71,1 до 84,7 руб. Наибольший рост наблюдался на препараты отечественных производителей – цена за одну упаковку выросла на 22%, с 29,8 до 36,4 руб. Препараты иностранных производителей подорожали на 12%, с 146,4 до 163,9 руб. Меньше всего выросли цены на лекарства из перечня жизненно важных, стоимость которых с 2009 года регулируются государством. Такие препараты стали стоить дороже на 11%, цена выросла с 72,6 до 80,8 руб.

За год (с января 2011 по январь 2012 года) розничный коммерческий рынок лекарств вырос на 14%, его объем составил 1,34 млрд долл. Руководитель департамента аналитических исследований и консалтинга «Фармэксперта» Николай Беспалов пояснил, что это связано с увеличением объемов потребления (на 2,7%) и с ростом уровня средних цен на препараты. Потребители покупали более дорогостоящие препараты. Но, по словам Н. Беспалова, это в меньшей степени связано с ростом доходов россиян. «Отчасти эта тенденция стимулируется работниками аптек, которые заинтересованы продавать более дорогие препараты, чтобы получить большую маржу», – цитирует РБК daily эксперта. В качестве примера он приводит препарат эналаприл, который может стоить 10 руб., а может –  200 руб.

Стоит отметить, что данные «Фармэксперта» рознятся с данными Российской ассоциации аптечных сетей (РААС). Исследования РААС показали, что в 2011 году рост цен на препараты из перечня жизненно важных составил только 1-2%, а лекарственные средства, не входящие в этот список, стали стоить дороже на 6-10%. На рост цен, «повлияло и изменение структуры ассортимента аптек, поскольку акценты сделаны на расширение нелекарственного ассортимента, и увеличение доли СТМ отдельных аптечных сетей», – отметила Нелли Игнатьева – исполнительный директор РААС.

Анастасия Мусина