Введение Единого государственного экзамена (ЕГЭ) в качестве итогового экзамена для бакалавров может привести к росту коррупции в сфере высшего образования. Кроме этого, ряд экспертов замечают, что итоговый экзамен в форме универсального теста приведет к тому, что студентов будут попросту «натаскивать», а это противоречит задачам и принципам высшего образования.

В середине февраля министр образования Андрей Фурсенко выступил с предложением вести ЕГЭ для бакалавров. “Мы считаем, что это необходимая вещь”, – сказал министр. По его словам, существующая система сдачи госэкзаменов необъективна: преподаватель может «вытянуть» или «завалить» студента. «Действующая система государственной итоговой аттестации далека от совершенства, – соглашается ректор СПбГУ Николай Кропачев. – Она субъективна, в комиссии есть только один внешний эксперт — председатель комиссии ГАК”.

Однако эксперты отмечают, что введение ЕГЭ для выпускников вузов может повлечь за собой рост коррупции.

Как передает «Коммерсантъ» со ссылкой на Public.Ru, коррупция в школах после введения ЕГЭ выросла в 20-25 раз и составила 43% от общего объема коррупционных преступлений. Так, например, в 2011 году готовый тест ЕГЭ с правильными ответами на все вопросы стоил 50-70 тыс. рублей в крупных городах и 8-20 тыс. рублей в регионах.

Не стоит идеализировать и систему вузовского образования, где совершается 37% от всех преступлений коррупционной направленности. В вузе можно купить практически все: от отдельно взятого зачета или экзамена, до вступительных экзаменов и дипломной работы. “Коррупция цветет у нас не из-за преподавателей, а из-за студентов с девизом по жизни “Все можно купить, все можно продать. Пальцем на них никто не покажет, быть таким совсем не зазорно, даже модно”, — рассказывает «Коммерсанту» студент одного из московских университетов.

«Результаты ЕГЭ для бакалавров будут точно так же продавать и покупать, и коррупция в вузах вырастет многократно. Мы в ней просто погрязнем и создадим почву для ее усиления во всех сферах жизни”, – говорит президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков. Кроме этого, по его словам, идея универсальных тестов для выпускников вузов противоречит задачам высшего образования. “Вводить тестовый экзамен в качестве выпускного в системе высшего профессионального образования — значит полностью загубить всю систему. Это приведет лишь к тому, что большую часть выпускников будут просто натаскивать”, – поясняет С. Комков.

При введении ЕГЭ для бакалавров возникает еще одна сложность. «Школа — это всего 11 выпускных предметов, а в вузах — сотни направлений обучения. Кто и в какие сроки, какой ценой подготовит КИМы по каждому из них?”, – задается вопросом ректор СПбГУ Николай Кропачев. Но при должной доработке предложение министра образования вполне приемлемо, – добавляет он.

Анастасия Мусина