19.04.2017

После получения Губернатором Свердловской области Евгением Куйвашевым от Президента России Владимира Путина приставки «врио», редакция медиа-холдинга «Регионы России» решила напомнить нашим читателям важный этап в карьере свердловского губернатора – время, когда он был Полномочным представителем Президента РФ в Уральском федеральном округе. Тогда, в 2011 г. журнал «Регионы России: национальные приоритеты» стал одним из первых федеральных изданий, которому полпред Президента РФ дал эксклюзивное интервью. Его актуальность высока и сегодня.

2011 г. Интервью назначенного Полномочного Представителя Президента Российской Федерации в Уральском Федеральном округе Е.В. Куйвашева для федерального журнала «Регионы России: национальные приоритеты».

– Ваша работа на посту инвестиционного уполномоченного в Уральском федеральном округе получила немало благодарных откликов и высокую оценку представителей бизнес-сообщества. Жители Тюмени также отмечают Ваши успехи в сфере привлечения инвестиций, работы с потенциальными инвесторами, успешной презентации города на федеральном и международном уровнях, во многом благодаря чему Тюмень сегодня – один из самых благоустроенных городов в России. Какое место будет занимать у Вас работа по привлечению инвестиций в округ в новой должности?

Евгений Куйвашев: Работа аппарата полномочного представителя направлена на повышение эффективности деятельности всего госаппарата Уральского федерального округа, а четкая и слаженная работа госорганов – это ключевой фактор улучшения инвестиционного климата в регионе. Любое наше действие можно рассматривать как работу по привлечению инвестиций в регион.

С учетом того, что мир постоянно меняется, изменения происходят и в региональной системе – какие-то производства закрываются, появляются новые сектора и отрасли экономики. Поэтому привлечение инвестиций – это постоянная работа на перспективу.

В первом полугодии 2011 г. отмечается рост на 9,7% инвестиций в основной капитал. Уральский федеральный округ по итогам января-июня 2011 г. находится на втором месте по доле инвестиций в общероссийском объеме (18,2%), после Центрального федерального округа.

Благодаря нефтегазовым богатствам лидерами по инвестициям в основной капитал традиционно являются в округе Ямал и Югра. Например, в Югре – 86,4% инвестировано в добычу топливно-энергетических ископаемых, в Свердловской области – около 15,2% средств инвестировано в металлургическое производство. Но оценивать здесь достижения властей сложно, поскольку объем и отраслевая структура инвестиций в целом совпадают с отраслевой структурой экономики регионов, многое зависит и от наследства «советского» периода, от природных факторов. Но, что интересно, в последнее время критерием открытости региональных властей все чаще называют готовность первых лиц региона предоставить номера своих сотовых телефонов для оперативного решения появляющихся вопросов. Для инвесторов очень важно понимать, как будут реагировать власти на различные внештатные ситуации, поэтому тот регион, руководство которого будет оперативнее оказывать им содействие, и станет лидером по привлечению инвестиций.

Во всех регионах Уральского федерального округа реализуются в том или ином виде инвестиционные программы привлечения инвестиций. Создана необходимая инвестиционная инфраструктура – законодательная база, система государственных гарантий, субсидирование процентных ставок, принцип одного окна и так далее. Например, в Тюменской области компанией «Шлюмберже» реализуется проект по организации производства оборудования для нефтедобычи. Здесь поддержка проекта через льготы по налогу на прибыль организаций, освобождение от уплаты налога на имущество организаций и транспортного налога.

Однако в условиях возрастающей конкуренции за инвестиции этого уже недостаточно и в результате появляются новые формы и механизмы активизации инвестиционного процесса – как институциональные, так и неинституциональные. Это могут быть, например, региональные корпорации развития. По всей России уже функционирует не менее 15 таких корпораций, причем 2 из них – в Уральском федеральном округе – это «Урал Промышленный – Урал Полярный» и «Корпорация развития Среднего Урала».

– Как бы Вы охарактеризовали основные цели и приоритеты Стратегии социально-экономического развития каждого уральского региона на период до 2020 года? На каких сферах будет сделан акцент?

Евгений Куйвашев: Если говорить простыми словами, то цель у всех наших регионов одна – повысить качество и уровень жизни населения. Выражается данный ориентир конкретными статистическими показателями, например, продолжительность жизни (если брать прогноз по округу в целом, то мы планируем увеличить ее с 68,9 лет в 2010 году до 73,5 лет в 2020 году при инновационном сценарии развития). ВРП к 2020 году вырастет в 1,9 раза по сравнению с 2009 годом, а реальные располагаемые доходы населения – в 2,5 раза.

Но в связи с различиями в структуре экономики, природно-климатическими условиями, у каждого региона будут свои механизмы и инструменты достижения целей. Поэтому в рамках Стратегии мы выделяем 5 зон опережающего развития, например, зона «Восточный склон Урала», «Южно-Уральская сельскохозяйственная зона». В каждой из них реализуется ряд отраслевых проектов.

Приоритетным направлением для всех регионов является модернизации производств, создание новых предприятий в целях диверсификации хозяйственной системы, а также повышение инновационной составляющей экономики. Для этого во всех регионах разработаны инвестиционные программы, предусматривающие широкий инструментарий регионального развития.

– Урал многие называют самой богатой и самодостаточной территорией в России. На Ваш взгляд, существует ли такое понятие, как «уральская специфика»? Какие отрасли экономики регионов Урала сегодня развиваются опережающими темпами, а какие отстают? В чем причина такого положении дел? Как планируется стимулировать отстающие отрасли и предприятия?

Евгений Куйвашев: Уникальность Уральского федерального округа заключается в том, что в нем получили развитие практически все отрасли, присущие развитой экономике: от мощной сырьевой базы Полярного Урала и Западной Сибири, индустриального ядра Среднего и Южного Урала до аграрного пояса юга Тюменской области, Курганской, Челябинской областей.

Отличительной характеристикой структуры промышленности округа является преобладание производственной сферы, преимущественно добывающей: так доля добычи полезных ископаемых составляет около 35-37% от внутреннего регионального продукта (ВРП) округа (по России – 10%). Ввиду специфики регионов в УФО наблюдается значительная дифференциация по доли обрабатывающих производств. Так, в Тюменской области вместе с автономными округами она составляет немногим более 2%, в тоже время в Курганской, Свердловской области и Челябинской областях доля обрабатывающих производств находится в пределах от 16% до 40%.

Стоит отметить, что округ является главным нефтегазодобывающим регионом, не имеющим аналогов как по запасам, так и по текущему уровню добычи углеводородов. Недра Уральского федерального округа содержат 57% сырьевого потенциала России.

Но моноструктура промышленности делает нас уязвимыми, в случае негативных изменений на мировых рынках, либо локальных проблем.

Так, на протяжении последних лет мы наблюдаем снижение объемов добычи нефти в Ханты-Мансийском автономном округе. Правительство автономного округа уже пошло навстречу предприятиям нефтегазового комплекса и дало право уплачивать налог на прибыль организаций по пониженной ставке. Сэкономленные средства пойдут на модернизацию производства, геологоразведку, что в дальнейшем привет к наращиванию объемов добычи.

Кая я ужу отмечал, в текущем году опережающими темпами растет обрабатывающая промышленность (около 10%). В северных территориях – производство нефтепродуктов, химическая промышленность, в Свердловской и Челябинской областях – металлургия, в Курганской – производство машин.

В округе есть проблемные предприятия. Помощь оказывается в «ручном» режиме от главы муниципального образования до губернатора. Аппаратом полномочного представителя составлен перечень таких предприятий, осуществляется постоянный контроль. По наиболее критическим ситуациям взаимодействуем с федеральным уровнем. К примеру, по ситуации на «Красноуральском химическом заводе» неоднократно информировалось Правительство Российской Федерации, проводились совещания в Минпромторге России. Сейчас ситуации стабилизировалась, но еще остается ряд нерешенных проблем.

– Планируется ли активизировать в регионах Урала реализацию инвестиционных проектов на условиях частно-государственного партнерства? На Ваш взгляд, насколько эффективно представители региональных властей и главы муниципалитетов способствуют развитию в своих территориях перспективных (в том числе, высокотехнологичных) производств?


Евгений Куйвашев: В настоящее время лидирующими отраслями по количеству реализуемых инфраструктурных проектов в регионах УФО являются области ЖКХ (19 проектов) и образование (19 проектов). Большое значение в регионах уделяется здравоохранению (12 проектов) и энергетике (15 проектов). Следует отметить и тенденцию увеличения проектов в сфере сельского хозяйства и комплексного развития регионов.

В рамках ГЧП наибольшее количество проектов реализуется в ЖКХ (6 проектов) и энергетическом комплексе (4 проекта). Всего, по данным региональных органов власти, на территории округа в настоящее время реализуется 98 инфраструктурных проектов, из которых только 16 проектов можно отнести к ГЧП.

Например, в г.Екатеринбурге запущен спортивный комплекс «Стадион Центральный». Участие правительства Свердловской области в уставном капитале ОАО «Центральный стадион» составляет 25% + 1 акция. Более того, Свердловской областью предоставлена гарантия на сумму 1,15 млрд.рублей. Под залог акций ОАО «Центральный стадион» коммерческим банком выдан кредит на сумму 1,143 млрд.рублей до 2019 года.

Также в Свердловской области ведется проработка проекта «Строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва-Екатеринбург», что крайне перспективно с экономической и транспортной точек зрения.

В Курганской области уже введена в строй Курганская ТЭЦ-2. ООО «Интертехэлектро – Новая генерация» профинансировало проект в объеме 12,5 млрд.рублей. Помимо этого до 2015 года планируется модернизировать систему коммунального теплоснабжения в области.

В Челябинской области реализуются проекты модернизации 145 неэффективных котельных, внедряется программа реконструкции и развития водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения.

В Тюменской области введены два проекта: первый – завод по строительству металлических конструкций, реализованный ООО «Тюменьстальмост», с объемом финансирования – 2,5 млрд.рублей; второй – организовано производство оборудования и комплектующих, способствующее развитию научно-методической, учебной и технологической инфраструктуры нефтедобывающего комплекса в Тюменской области с объемом финансирования – 3,2 млрд.рублей. Кроме этого, намечен к реализации проект по строительству металлургического завода по производству сортового проката в г. Тюмени мощностью 545,5 тысяч тонн в год с объемом инвестиций в 21,3 млрд.рублей.

В Ямало-Ненецком автономном округе, как было отмечено ранее, планируются к внедрению и реализуются проекты строительства железнодорожной и газотранспортной инфраструктуры, а также создается новый российский центр по производству сжиженного газа.

Отмечу, что на данном этапе экономического развития России малый и средний бизнес не могут активно развиваться без государственной поддержки. Во всех субъектах Федерации, входящих в Уральский федеральный округ, действуют программы по поддержке малого и среднего предпринимательства, а также по развитию инновационной деятельности, в рамках которых оказывается финансовая поддержка субъектам малого и среднего предпринимательства, в том числе инновационным.

Проводимый аппаратом полномочного представителя анализ, показывает, что объемы инвестиций осуществляемых субъектами Российской Федерации, входящими в Уральский федеральный округ неуклонно растут. Например, в 2008 году на реализацию мероприятий по направлениям поддержки малого и среднего предпринимательства в округе за счет региональных, муниципальных бюджетных и внебюджетных средств было израсходовано 2,7 млрд. рублей. В 2010 году эта цифра составила уже 3,4 млрд.рублей. По оценкам в 2011 году данный показатель должен вырасти более чем на 15%.

Немаловажную роль играют федеральные субсидии, выделяемые в рамках конкурсов Минэкономразвития России субъектам Федерации на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства. Если в 2009 году субъекты Федерации, входящие в Уральский федеральный округ получили порядка 1,3 млрд.рублей федеральных средств, то в прошлом году эта цифра возросла до 1,6 млрд.рублей.

Аппаратом полномочного представителя ведётся регулярная работа с органами власти субъектов Российской Федерации Уральского федерального округа по развитию и поддержке малого и среднего предпринимательства в научно-технической сфере. За период с июля 2010 года по июль 2011 года было проведено три заседания Совета, на которых рассматривались вопросы развития малых инновационных компаний, а также объектов инновационной инфраструктуры. В марте 2011 года было проведено выездное заседание Совета в городе Казани. Члены Совета ознакомились с опытом организации работы крупнейших технопарков России: ГАУ «Технопарк в сфере высоких технологий «ИТ-Парк» и ОАО «Инновационно-производственный технопарк «Идея».

Результаты проводимой аппаратом полномочного представителя работы – формирование в субъектах Федерации реестров объектов инновационной инфраструктуры, разработка планов-графиков мероприятий по развитию технопарковых структур в регионах, организация регулярного мониторинга со стороны органов власти субъектов Федерации за деятельностью технопарков; начало разработки в ряде субъектов Федерации специализированных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность технопарков; активизация деятельности субъектов Федерации по участию в конкурсах проводимых Минэкономразвития России по государственной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих инновационную деятельность (по прогнозным данным в 2011 году из федерального бюджета субъектами Федерации будет получено в 1,5 раза больше средств, чем в 2010 году); организовано более тесное взаимодействие между органами власти субъектов Российской Федерации и Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (в 2010-2011 годах представительства Фонда наряду со Свердловской областью начали действовать в Тюменской и Челябинской областях).

– В настоящее время реализация проекта «Урал Промышленный – Урал Полярный» вошла в активную фазу. Как Вы оцениваете перспективы реализации озвученных этапов работы Корпорации, в частности, Северного широтного хода, геологоразведки и энергетики? Каким направлениям будет отдан приоритет с финансово-экономической точки зрения?

Евгений Куйвашев: Реализован первый этап проекта – разработана и согласована в «Главгосэкспертизе России» проектная документация на строительство железнодорожных линий «Салехард-Надым» и «Полуночное – Обская – Салехард», обеспечивающих перспективные объемы перевозок железнодорожным транспортом в Западно-Сибирском регионе и входящих в подпрограмму «Железнодорожный транспорт» Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2015)».

В условиях оптимизации расходов федерального бюджета Министерством транспорта Российской Федерации и аппаратом полномочного представителя Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе совместно с правительством Ямало-Ненецкого автономного округа, ОАО «Газпром» и РАО «РЖД» разработана концепция дальнейшей реализации проекта, предусматривающая образование Северного широтного хода (Обская – Салехард – Надым – Пангоды – Новый Уренгой – Коротчаево) и позволяющая значительно сократить объемы бюджетных инвестиций.

Корпорацией «Урал Промышленный – Урал Полярный» разработана концепция дальнейшего исполнения Проекта, предусматривающая его реализацию в два этапа.

На первом этапе будет сформирован железнодорожный Северный широтный ход (Обская – Салехард – Надым – Пангоды – Новый Уренгой – Коротчаево). В рамках второго этапа планируется возведение железной дороги «Полуночное – Обская», а также строительство автомобильной дороги «Тюмень – Агириш – Салехард».

Северный широтный ход длиной 707 км пройдет по территории Ямало-Ненецкого автономного округа непосредственно в районе дислокации газоконденсатных месторождений в Уренгой-Ямбургской и Западной зонах ЯНАО с перспективными объемами добычи 28,5 млн. тонн газового конденсата в год к 2020 году. Расположенная в приарктическом районе, магистраль Северный широтный ход позволит максимально использовать географические преимущества своей дислокации и обеспечит сокращение пути доставки грузов от 200 до 730 км.

Основной грузовой поток будет следовать в западном направлении. Газовый конденсат и иные углеводороды, следующие на экспорт в Европу и Северную Америку, планируется доставлять через северо-западные морские порты, в первую очередь – через проектируемый в соответствии с распоряжением Председателя Правительства России универсальный порт Сабетта.

Грузопоток в восточном направлении будет состоять, в основном, из грузов, необходимых для обустройства и эксплуатации нефтегазовых месторождений севера Красноярского края.

Максимальная пропускная способность железной дороги «Северный широтный ход» в западном направлении составит не менее 20 млн. тонн в год, а срок ее окупаемости оценивается в 15 лет. Предварительные соглашения о перевозке заключены с 6 из 7 основных грузоотправителей и покрывают 90% от суммарной планируемой пропускной способности железной дороги в западном направлении в 2015-2025 гг.

В настоящее время первоочередной задачей является завершение строительства объектов внешнего электроснабжения трубопроводной системы “Пурпе – Самотлор” в срок, согласованный участниками данного проекта. В июне начнутся тестовые испытания этих объектов, а к концу лета сдадим их в эксплуатацию.

Еще одно направление – подготовка всех энергетических объектов Корпорации к работе в предстоящий осенне-зимний период.

В ближайших планах – развитие проекта строительства ТЭС “Полярная”, а именно – выход на строительную площадку, начало активных строительных работ, отработка механизмов финансирования. ТЭС “Полярная” установленной электрической мощностью 268 МВт планируется строить в два этапа. Первый пусковой комплекс включает строительство ТЭЦ на базе одной газовой турбины электрической мощностью 30 МВт; срок ввода в эксплуатацию – первый квартал 2012 года. Второй пусковой комплекс предусматривает возведение парогазовой установки на базе двух газовых и одной паровой турбины суммарной электрической мощностью до 240 МВт. Срок ввода в эксплуатацию – четвертый квартал 2013 г.

К концу года в ряде северных городов будет построено жилье для сотрудников нефтепровода «Пурпе – Самотлор». Порядка 6 тысяч квадратных метров жилья для сотрудников нефтепровода “Пурпе – Самотлор” в городах Ноябрьск, Губкинский, Нижневартовск. Объекты будут сданы до конца 2011 года.

Также в рамках строительства объектов инфраструктуры трубопроводной системы «Пурпе – Самотлор» получено заключение государственной вневедомственной экспертизы на проект строительства объекта: «Пожарное депо IV типа на 6 пожарных автомобилей ЛДПС «Самотлор» Нижневартовского УМН».

18 мая состоялось открытие трубопровода «Пурпе-Самотлор», в рамках развития инфраструктуры нефтепровода планируется возведение жилых объектов для работников, обслуживающих нефтепровод. В частности, корпорация «УП-УП» построит пожарное депо на шесть пожарных машин (Нижневартовский район); жилье на 285 человек в городах Ноябрьск, Нижневартовск, Губкинский, а также две линии электропередач и две электроподстанции.

В области энергетики – построены 2 электростанции (п.Харп, Ноябрьск).

28 сентября т.г. прошли торжественные мероприятия по случаю открытия начала строительства мостового перехода через р. Надым и электростанции «Полярная» в г. Салехард.

К настоящему времени завершены пусконаладочные работы на объекта внешнего электроснабжения нефтепровода «Пурпе-Самотлор». Объекты приняты на техническое обслуживание и оперативное управление компанией «Магистральные электрические сети Западной Сибири» – филиалом ОАО «ФСК ЕЭС». Построенные подстанции станут перспективным центром питания для новых потребителей Ямало-Ненецкого автономного округа.

С DBI подписаны договоры на оказание услуг технического надзора за строительством мостового перехода через р. Надым и проведению технической экспертизы рабочей документации на строительство железной дорого «Салехард – Надым».

На окончательном этапе находится решение вопроса об инвестировании Чешским экспортным банком в строительство электростанции «Полярная». К настоящему времени проведены все необходимые инженерно-геодезические и инженерно-геологические изыскания на площадке строительства. Электростанция полностью закроет потребность северных территорий в электричестве. Все работы проводят специалисты Корпорации. Завершение строительства новой электростанции и ввод её в эксплуатацию запланирован на четвертый квартал следующего года. Мощность нового объекта генерации составит 268 МВт.

В недропользовании – Корпорацией разрабатывается проект строительства углехимического кластера на базе Северо-Сосьвинских углей и углей иных регионов УФО. Этот проект интересен возможностью внедрения инновационных решений и передовых экологических технологий в области глубокой переработки угля.

– Благодарим, Евгений Владимирович, за интересную и содержательную беседу. От имени всех тюменцев искренне желаем Вам успехов на новом месте работы! 

Краснов Р.В.