10.04.2017

Мы начинаем публикацию материалов свежего – мартовского номера журнала «Регионы России». Сегодня – первая публикация: Слово редактора журнала и директора НП «Регионы XXI век» Ольги ЧЕРНОКОЗ.

На сегодняшний день разговоры о федерализме в России поутихли. А вот в 90-е года тема федерализма была наиболее популярной. Помню, когда я училась на факультете политологии в конце 90-х, нам рассказывали о том, как прекрасен федерализм, и что наиболее демократически развитые страны практикуют именно его как форму устройства государства.

Тогда все это звучало красиво и заманчиво. Самостоятельные регионы, во главе которых стоят избранные населением главы, полностью ответственные перед ним, своя законодательная власть, принимающая законы, свой бюджет, свои проекты… Но – одно «но». При всем при этом должен был быть сильный Центр, понятное всем законодательное поле, готовность граждан выбирать не кого попало… Ничего этого не было.

Поэтому реальность оказалась не столь радужной. Наиболее сильные главы регионов, вышедшие из партийной номенклатуры и имеющие опыт, начали вести процесс на фактическое отделение от России. Не потому, что какие-то враги были, а потому, что России как таковой и не было. В беседе с экс-губернатором моей родной Свердловской области Эдуардом Росселем мы обсуждали все эти темы. Как известно, именно он провозгласил идею Уральской республики со своей валютой. Сам Россель уверен, что другого выхода у него не было, иначе людям просто нечего было бы есть.

Россель, когда стал главой областной администрации, поработал немного и понял, что он стал каким-то диспетчером Москвы. «Мы не то что не были хозяевами на своей территории, у нас даже устава своего не было. Все субъекты Федерации в старой Конституции были разложены по статусам: республики, края, потом области, автономные области. Было определенное неравенство».

И Россель начал бороться за равенство субъектов Федерации между собой и по отношению к федеральному центру.

До сих пор искажена правда об идее Уральской республики. Считается, что Россель призывал к сепаратизму. Но это чушь. Если кто читал документы о том, как готовилось предложение по созданию Уральской республики, то там как раз было заложено верховенство федеральных законов над местными. Это идея равенства и укрепления России.

«Многие, кто работал с Росселем, считали: чем сильнее регионы, тем сильнее Россия», – рассказывал мне соратник Росселя Александр Левин. Россель, а также ряд его коллег создавали межрегиональные ассоциации – «Большой Урал», «Поволжье», «Большая Волга» … Сами на этом уровне старались решить свои проблемы на основе кооперации. И это был положительный пример.

Так вот шли поиски федеративных основ в Новой России начала 90-х.

Но, конечно, не во всех регионах были такие крепкие хозяйственники, как Россель. Многие регионы просто нищали, особенно сельскохозяйственные и промышленные. Как известно, приоритетом для тогдашней власти эти сферы не являлись.

Конечно, объективно говоря, страна разваливалась …и федерализмом это назвать было нельзя.

Пришедший в 2000 году к власти Владимир Путин в первую очередь принял ряд мер, направленных на формирование вертикали власти. Были созданы полпредства и 7 округов. На полпредства были возложены прежде всего функции приведения в соответствие законодательства регионов и Центра, а также подбора новых кадров и избавления от старых. Позже полпредства стали скорее некой аналитической структурой по контролю за политическими процессами в подведомственных регионах. Постепенно их роль стала снижаться по вполне понятным причинам – законодательное поле было почти создано, к тому времени главы регионов уже назначались президентом. Сейчас они, по сути, не нужны, говорят эксперты, однако может быть какое-то неожиданное решение по их судьбе.

Большую роль в приведении регионального законодательства в соответствие с федеральным сыграли Сергей Собянин и Сергей Кириенко.

Далее для укрепления вертикали власти ввелись назначаемые главы регионов.

Следующим шагом в попытке структурировать работу с регионами стало создание Министерства регионального развития. Однако проработало оно недолго – функционал был достаточно размыт. Тогдашний министр Игорь Слюняев пытался расширить его полномочия, придав вес его решениям, однако это было не выгодно ряду других структур. Всвязи с чем министерство и было упразднено.

Последний год министерство экономического развития трудится над новым документом – Стратегией пространственного развития России.

 Стратегия пространственного развития РФ до 2030 года пока не подверглась широкому обсуждению. С обнародованием проекта Стратегии стали понятны ее ключевые позиции. Документом предусматривается приоритетное развитие геостратегически важных субъектов. Речь идет о регионах Дальнего Востока, Арктической зоны, Северного Кавказа, Калининградской области, Крыма и Севастополя. Дотироваться регионы будут, исходя из их социально-экономической стабильности и способности наращивать собственную доходную массу и самостоятельно развивать экономику.

Однако странное дело: сами регионы не сильно в курсе данной Стратегии. Да и их мнение особо не спрашивают.

Отсутствие широкого вовлечения регионов в формирование повестки развития их же касающегося привело к возникновению иждивенческих настроений, направленных на получение средств из федерального центра и расходовании их по своему усмотрению. Ответственности перед центральной властью за нецелевое или неэффективное использование федеральных средств не предусматривалось. Политика межбюджетных отношений Министерства финансов приводит к тому, что субъектам становится не выгодно развиваться. Куда легче получать финансовую помощь напрямую из федеральной казны, нежели увеличивать долю собственных доходов: расширять налоговую базу и стремиться к росту экономических показателей.

Конечно, умные головы в правительстве – это хорошо. Однако сами регионы, их главы, общественность и бизнес региона не могут быть исключены из этого процесса. На мой взгляд, проблема в том, что работа над Стратегией и другими документами федеративного значения строится в закрытом режиме. Как мы скажем, так и будет. А регионы у нас – это некий субъект принятия решений. В Конституции мы – федеративное государство. Да и на территории региона работает бизнес, есть эксперты которым виднее…
Необходимо вернуться к позитивным моментам 90х, когда существовали ассоциации межрегионального взаимодействия. Сейчас возможно создание других площадок экспертного взаимодействия для совместной выработки решений. Безусловно, определяющий и стратегический документ развития нужен. Это некий маяк. Ведь прописать все невозможно надолго вперед, и, более того, кто это все будет делать? Вновь созданные контролирующие органы федеральной власти? Куда их плодить? Это должны делать сами регионы в постоянном взаимодействии друг с другом. И повестка на такое взаимодействие должна идти из центра. Это позволит активизировать инициативу регионов без постоянного упования на центр и его деньги.

Первый шаг сделан – мы вернулись к выборным главам регионов. Однако этого явно мало.
В рамках Общественного Минвостокразвития по моей инициативе создан Экспертный клуб. В его рамках НП «Регионы XXI век» начинает реализовывать эту стратегию в рамках макрорегиона – Дальнего Востока. Кроме этого, НП панирует ряд других мероприятий, направленных на консолидацию регионов России в целом.
Тема федеративных отношений, заданная, в этом номере, будет продолжена в следующих номерах. Мы коснемся также межбюджетных отношений.
Приглашаем высказаться глав регионов и экспертов.

* * *

В Стратегии должны быть зафиксированы следующие основные положения пространственного развития:приоритеты совершенствования системы расселения на территории Российской Федерации и механизмы стимулирования расселения в соответствии с приоритетными направлениями совершенствования системы расселения;

  • направления изменения структуры экономики Российской Федерации в региональном аспекте;
  • перспективные конкурентные преимущества и экономическая специализация субъектов Российской Федерации в межрегиональном разделении труда в соответствии с их типологической принадлежностью, учитывающие принципы обеспечения согласованности приоритетов отраслевого и регионального развития;
  • прогноз (оценка) потребности субъектов Российской Федерации в трудовых ресурсах с учетом перспективной экономической специализацией и прогнозов социально-экономического развития соответствующих территорий;
  • прогноз (оценка) потребности в размещении и развитии федеральной инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры с учетом перспективной экономической специализации соответствующих территорий;
  • перечень потенциальных территорий опережающего социально-экономического развития, основанный на комплексной оценке и анализе условий и потенциалов пространственного развития Российской Федерации;
  • варианты территориального размещения национальных технологических платформ;
  • направления интеграции Российской Федерации в единое евразийское и мировое экономическое пространство;
  • состав макрорегионов на территории Российской Федерации;
  • результаты отнесения городов и регионов Российской Федерации к определенным типам.

 

* * *

НП «Регионы XXI век» создано в 2007 году для решения задач межрегионального взаимодействия.

Цели:

– создание межрегиональных связей посредством информационно-аналитической работы, проведения общественных мероприятий, продвижения проектов, содействие частно-государственному партнерству;

– проведение исследований качества жизни в территориях в зависимости от реализуемой системы управления, мониторинг уровня коррупции в регионах;

– подготовка предложений в управление внутренней политики Администрации Президента РФ по стратегии развития регионов, МО, их взаимодействия между собой и федеральным центром;

– участие в социально ориентированных проектах, анализ данных по их выполнению и результативности;

– обобщение потребностей и проектов муниципалитетов и общественных организаций на территориях, участие в выделяемых и полученных грантах по реализации данных программ.

– проведение соотвествующих мероприятий и круглых столов