05.04.2017

Среди причин – политика сверхцентрализации доходов, которую проводит Центр, полагают специалисты Леонтьевского центра. Такая политика не создает стимулов ни к наращиванию налогового потенциала, ни к повышению эффективности расходов.


В докладе для апрельской конференции Высшей школы экономики эксперты Леонтьевского центра сообщили, что с 2006 по 2015 годы число регионов доноров сократилосьс 25 до 14. Если в 2006 году 25 регионов-доноров обеспечивали почти 80% налоговых поступлений консолидированных региональных бюджетов, то в 2015 году на долю оставшихся доноров 14 регионов пришлось чуть более 60% доходов. Из них две трети приходится на Москву, Тюменскую область, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий округа. К неустойчивым отнесены такие регионы-доноры как Ненецкий автономный округ, Самарская и Свердловская области.

Ранее выбывшие из списка доноров Башкирия, Пермский край, Омская и Томская области могут в него вернуться: доля их поступлений в бюджетную систему растет. Как считают эксперты, цель существующей межбюджетной политики – это контроль над действиями региональных властей при централизации рентных доходов в обмен на трансферты. Отмечается, что такие меры не создают стимулов ни к наращиванию налогового потенциала, ни к повышению эффективности расходов.


Согласно Бюджетному кодексу, регион относится к числу доноров, если может обеспечить финансирование госуслуг выше установленного минимума в расчете на душу населения – то есть не нуждается в дотациях на выравнивание бюджетной обеспеченности.

Источник: газета Ведомости