04.04.2017

Таковы данные Федеральной антимонопольной службы по итогам 2016 года. Торги признаются несостоявшимися, если подана или допущена одна заявка.

Как сообщает газета «Ведомости», из 168 дел по антиконкурентным соглашениям в строительной отрасли на ремонт и строительство дорог пришлось 44. По данным Минэкономразвития, эта доля выше, чем год назад и чем в среднем по государственным торгам.

Рынок дорожных концессий очень узок, говорит заместитель гендиректора «Автобана» Денис Анисимов. Государство предлагает разумные, но жесткие требования к участникам рынка, они могут быть выполнены десятком финансирующих организаций и несколькими строительными компаниями, комментирует он.


Особенно часто неугодные компании отсеивают на предварительном этапе: в квалификационные требования включают даже количество спецтехники определенного вида, рассказывает один из экспертов дорожного строительства, тогда конкурсные условия, на которые обращают внимание ФАС и пресса, могут быть идеальны, просто случайные участники на конкурс не попадут. Или участники делят конкурсы между собой, ходят парами, но у одного заведомо проигрышная заявка.

Сговор на торгах подрывает один из основополагающих принципов закупок – экономически эффективное расходование средств – и приводит к потерям в отрасли, согласен представитель ГК «Автодор».

Увеличить конкуренцию можно, разбивая слишком большие лоты, предлагает замруководителя ФАС Рачик Петросян, а против сговоров можно бороться переводом закупок в электронную форму, включая закупки госкомпании «Автодор».

Электронная форма, особенно аукцион, исключает серьезную основу для сговора: участники не будут знать, сколько их на аукционе, кроме того, нет субъективных критериев, что снижает риск сговора с заказчиком, объясняет Петросян.


Отчасти большое количество несостоявшихся торгов объясняется недобросовестными действиями заказчиков, комментирует представитель Минэкономразвития. Варианты неконкурентных действий заказчиков хорошо известны контрольным органам в сфере закупок: избыточные требования к участникам, конкурс под конкретного поставщика. Типовые госконтракты для дорожного строительства могли бы упросить торги, их должен принять Минтранс, считает представитель Минэкономразвития.