29.03.2017

В преддверии Пятого Московского Экономического Форума, главная тема которого заявлена как «Поворот мировой истории. Новая стратегия России», сопредседатель оргкомитета Константин Бабкин рассказал о приоритетах Стратегии экономического развития России до 2030 года, которая будет обсуждаться на форуме.


– Стратегии экономического развития России до которую мы подготовили в Российской торгово-промышленной палате, предусматривает системные изменения во внешнеторговой, налоговой и кредитно-денежной политике. Приоритетом должна стать защита национальных интересов страны. Российская экономика может расти по 10-15% в год, и в первую очередь – несырьевое производство. В этом случае у России есть все для того, чтобы пережить длительный период бурного экономического роста. Это вполне реалистично – такой период наша страна уже переживала в 1930-е годы и в послевоенные годы, и такой же рост последние 30 лет демонстрирует Китай.

Регионы хотят самостоятельности

Как руководитель Совета по повышению конкурентоспособности и развитию промышленности ТПП России, я за последние полгода провел ряд встреч с общественностью региональный отделений ТПП Забайкалья, Кузбасса, Красноярского края, других регионов. Предприниматели на встречах регулярно задают вопрос: почему мы должны содержать московских чиновников, которые оставляют жалкие крохи на развитие регионов?! Не лучше ли оставлять большую часть налоговых сборов в регионах? Зачем ждать милостей от Москвы на реализацию социальных проектов местного значения? Пока это только разговоры, но тенденция налицо.


Налоговая система Российской Федерации устроена так, что львиную долю налоговых поступлений забирает себе Центр, оставляя в регионах совершенно недостаточный для развития объем средств. Значительная доля финансов, собранных в регионах в виде налогов, возвращаются затем в региональные бюджеты из Центра – но неравномерно и по сложным схемам. Руководители регионов должны добиваться от министерств выделения средств в рамках целевых федеральных программ, постоянно лоббировать свои интересы в Москве, «клянчить копеечку». У кого более влиятельные лоббисты и налажены механизмы взаимодействия с профильными министерствами и ведомствами – тот и получает больше средств.

Богатые становятся богаче, бедные – беднее.

Еще одна особенность: регион или муниципалитет может получить финансирование в рамках федеральной программы – при условии, что он вложит в реализацию проекта свои 10-15%. Но и этих средств у него зачастую нет! Поэтому менее развитым регионам достается меньше трансфертов из Центра. Богатые становятся еще богаче, бедные – еще беднее.

В результате падает уровень жизни населения регионов, усиливается неравномерность развития регионов, поощряются иждивенческие настроения среди региональных элит. Еще одно следствие – нарастают сепаратистские настроения и центробежные тенденции. Уже сегодня почти десятая часть населения страны живет в Москве, а дальневосточные окраины становятся безлюдными.

Изменения во внешнеторговой, кредитно-денежной и налоговой политике, широкое делегирование властных полномочий на места – среди ключевых направлений нашей Стратегии экономического развития страны до 2030 года. В стране есть все для эффективного развития и роста экономики. Его тормозит лишь давно изжившее себя следование в фарватере гайдаровского экономического курса. Чем больше людей на всех уровнях осознает необходимость смены курса – тем быстрее он будет реализован!