17.03.2017

В Екатеринбурге на базе Уральского государственного экономического университета (УрГЭУ) состоялась международная олимпиада по русскому языку для иностранных студентов, обучающихся в России. Вместе с Ассоциацией иностранных студентов организаторы собрали в столице Урала участников из 67 вузов страны. Приехали гости из РУДН, университета им. Г.В. Плеханова, из «губкинского» университета нефти и газа. Почему именно в УрГЭУ они все собрались? Об этом мы беседуем с ректором университета Яковом СИЛИНЫМ.


Яков Петрович, так почему же, всё-таки, – у вас? Не в том же РУДН, не в МГУ?..

– Во-первых, мы выиграли конкурс среди российских вузов. К тому же, мы придаем такой форме обучения особенное внимание. Сегодня в нашем университете обучаются студенты из 32-х стран мира, и мы хотим, чтобы их было еще больше. Подобные мероприятия – не просто практика нашей работы, это и обогащение опытом работы других вузов, иных конкретных практик. Нам важен опыт работы с представителями других государств, несущих частичку своей культуры. Это нужно и преподавателям, и студентам, т.к. большинство из них в будущем – руководители. И потому важно нарабатывать навыки коммуникации с представителями разных этносов, стран, социумов, религиозных конфессий. Преподавателям важно уметь обучать всех, т.к. язык экономики универсален.

На мой вопрос одному из зарубежных послов, почему именно к нам они отправляют учиться своих студентов, а не в более теплые регионы, или не в Москву… он ответил, что наш регион на протяжении 300 лет является не только промышленным регионом, но и государство- и системообразующим регионом для всего хозяйства страны. Именно к нашему региону относится такое понятие, как «гений места». Уникальность этого места подтверждалась на протяжении столетий колоссальным научным и интеллектуальным потенциалом, сформировавшейся по разным направлениям социальной и инженерной инфраструктурой. Как рассуждают дипломаты самого высокого уровня? Раз регион на протяжении десятков лет активно развивается экономически, значит, здесь работают люди способные и подготовленные. Значит, здесь и учатся люди, способные двигать, развивать и управлять. Вывод: дети, обучившиеся на этой земле, вернутся в свои страны, обогащенные глубокими знаниями для эффективной работы уже у себя.

Я всех наших иностранных студентов называю русскими. Потому что они здесь впитывают нашу культуру, образ жизни, нашу ментальность. И когда они вернутся к себе на родину – они привнесут все это русское туда, там будут прививать наши лучшие национальные черты и качества. Благодаря им, там узнают настоящую Россию.



Что сегодня представляет из себя УрГЭУ?

– Мы – ведущий экономический университет Урала, и равных нам нет. Мы – сильнее других, и это надо постоянно подтверждать. Наш университет на протяжении 50 лет готовит специалистов по самым разным направлениям. Сегодня в четырех институтах мы обучаем одновременно более 18 000 студентов. Я говорю о тех, кто действительно хочет учиться и стать настоящим профессионалом. Этим мы помогаем. А от тех, кто приходит просто отбыть время, не понимает толком, зачем ему это надо, мы стараемся избавиться. Чтобы не тратить дорогое время преподавателей и не занимать чужое место. Для нас не важна численность, нам важен качественный состав. Учить надо тех, кто сам этого хочет!

Особое отношение – к преподавателям. Кто желает работать у нас, тот должен переосмыслить свое отношение к труду. Мы ввели целый ряд стимулирующих факторов для преподавателей, разработали контракт, в котором отражается эффективность их работы. Помимо основной зарплаты они могут зарабатывать очень приличные премиальные, если качество преподавания на высоте, если они ведут научную деятельность. Участие в научных форумах, круглых столах, конференциях – это мы поощряем. Наиболее сильный педагогический состав, в плане экономики, на Урале – у нас. Самая сильная финансовая школа – тоже. Я всегда общение с потенциальным преподавателем начинаю с вопроса, какая нужна помощь.


Мы ввели 50 грантов для молодых ученых. Это очень весомое финансовое подкрепление. Мы заключаем соглашения на подготовку кандидатских и докторских диссертаций. Гранты для докторантов можно получать в течение трех лет. У защитившихся преподавателей – докторантов в течение 5 лет есть гарантированное место работы. Мы поощряем научную деятельность, у нас есть свои диссертационные советы, аспирантура и докторантура. Наиболее склонных к научной работе студентов мы приглашаем в аспирантуру на выгодных условиях. И это направление в 2017 году будет еще укрепляться, т.к. по развитию научной деятельности в значительной степени судят об университете. Только во вновь открытом в 2016 г. диссовете по техническим наукам у нас были защищены четыре диссертации. Учрежден новый научный журнал «Индустрия питания». Успешно работает большой диссовет по экономическим наукам. Есть два авторитетных научных журнала (ВАКовских). В ближайшее время будет учрежден еще один научный журнал, электронный.

Мы готовим будущих банкиров, работников общественного питания, экономистов, менеджеров, будущих руководителей. Мы снова вернулись к подготовке инженеров. Все, что связано с пищевой технологией (это инженеры по профилю «машины и аппараты пищевых производств») – на протяжении десятков лет мы готовим этих специалистов для пищевой отрасли. Хочу напомнить, что для УрГЭУ профильными предметами являются математика, физика, химия, информатика и обществознание.



Сегодняшний выпускник вашего вуза – кто он?

– Требования к выпускникам в нашем профильном университете выше, чем где-либо, и будут еще выше. Почему? Вот представьте: вы приняли на работу человека, а потом выясняется, что его уровень не соответствует вашим требованиям. Он ничего не знает и не может. Вы его уволите. Захотите ли потом брать на работу снова человека, закончившего это же учебное заведение? Вряд ли. Поэтому наша принципиальная, государственная позиция: выпускать только тех, кто умеет решать поставленные задачи и готов работать по специальности. А каким он будет – это определяется здесь, в университете. Мы закладываем основы.

Я призываю всех родителей абитуриентов: не спешите с поступлением в любой вуз. Придите-посмотрите на вуз, на условия обучения. Какой здесь коллектив, какие преподаватели, на каком уровне ведется обучение, какие требования, насколько будет востребована профессия. Если попытаться просто заплатить – не получится: отчисляем лентяев, независимо от оплаты. Нам такие деньги – не впрок. На первом месте у нас – воспитание, затем – обучение. Хотя это двуединый процесс. Нам нужны патриоты, граждане, при этом образованные. Поэтому в университете действует около 30 направлений, помимо самого обучения, различных творческих, спортивных секций, клубов и т.д.


Университет, тем более хозяйственный, экономический, – участвует в жизни малых и больших территорий, предприятий, коллективов. У нас учиться трудно, но престижно. Поэтому в прошлом году по всем направлениям проходной балл у нас вырос на 15-20 единиц. Это притом, что количество бюджетных мест постоянно сокращается. Портфолио наших студентов мы формируем с 1 курса. Задача – чтобы каждый наш выпускник, который не просто хорошо учился, а старался быть специалистом – получил работу. Поэтому после успешного окончания нашего университета невозможно не найти работу.

–…Так востребованы ваши выпускники?!

– Да. Ведь мы готовим хороших специалистов. Например, умение рассчитать и обосновать затраты и зарплату – это не просто и всегда востребовано на любом предприятии. Товароведов, хороших экономистов, бухгалтеров, специалистов по качеству очень мало. Поэтому специалисты нашего вуза всегда востребованы, минимум 80% трудоустраиваются по специальности в первые месяцы.

Вступив в должность ректора, я предложил «открыть» университет для всех желающих: предпринимателей разного уровня, банковских структур, для аграрного сектора и пищевой отрасли, органов государственной и муниципальной власти, страховых компаний и предприятий оборонной отрасли. Мы взаимодействуем со службами по управлению персоналом и слушаем, кто им нужен. Развиваем сотрудничество с промышленными предприятиями: Уралвагонзавод, завод имени Калинина, Нижнетагильский металлургический комбинат, Сима-Ленд. Работаем с вузами, социальными учреждениями, министерствами.



Мы создали год назад кафедру экономико-социальной сферы (здравоохранения, образования, соцзащиты, культуры и спорта). Это несколько тысяч учреждений в области. Экономика в каждой сфере разная. Сейчас мы разворачиваем работу кафедры экономики ЖКХ. Есть кафедра конкурентного права и антимонопольного регулирования. По 20 направлениям балакавриата и по 8 – магистратуры будет идти подготовка. Количество предметов в вузе с 75-82 мы свели к 45. Убрали дробление, искусственно созданные курсы. Все это должно способствовать повышению качества обучения студентов.

Каковы задачи и перспективы на ближайшее будущее?

– Задача, которую я перед собой ставил – встроить университет в хозяйство региона. Мы – наиболее полезный университет, с точки зрения хозяйственной жизни региона. Мы, по сути, опорный вуз области. Мы сами – пример лучших экономистов: на всем Урале нет университета, который в процентном отношении зарабатывал бы столько, сколько мы, – минимум 85%. Но и у нас немало проблем, над которыми мы работаем. У нас есть стратегия развития до 2020 года. Сейчас ее актуализируем. Среди приоритетов – качество образования, научная и исследовательская деятельность, международное сотрудничество, укрепление материальной базы, повышение зарплаты сотрудникам, удержание передовых позиций УрГЭУ среди вузов Урала. Завершаем подготовку положения о научных школах университета. Финансы, региональная экономика, сфера торговли, услуг и пищевых технологий на протяжении 50 лет – это наши реальные научные школы. Развиваем сотрудничество с коллегами из РЭУ им. Плеханова, из Белоруссии, Казахстана, Азербайджана, и др.

У нас нет лишнего времени всегда придумывать свое, порой полезно перенять опыт у тех, кто ушел вперед. У нас есть соглашения с заводом им. Калинина, Уралвагонзаводом по переподготовке кадров по важным для них направлениям. Уникальный опыт организации частного университета – УГМК. У них есть опыт, которого у нас не было. Мы с ними ведем совместную научную, воспитательную работу, в которой участвуют все студенты, в т.ч. иностранные. Воспитание – это очень важно! Раньше это хорошо понимали. Разрушив эту систему, мы получили сейчас проблемное поколение. Мы сотрудничаем с музеем ГУВД области, театром музкомедии, драмтеатром, оперным театром, цирком, музеями. Посещаем все спортивные игры команд УГМК. Большинство членов волейбольной команды «Уралочка» у нас учатся. Хорошо работает студенческий актив университета, наш Дом культуры, спорткомплекс.

В этом году мы будем серьезно модернизировать свой спорткомплекс. У нас – лучший скалодром. Планируем создать новый тренажерный зал для студентов, преподавателей, сотрудников. Обновим Дом культуры, создадим новый лабораторный комплекс, отремонтируем наш музей, значительно обновим компьютерный парк. Задача – чтобы университет был одним из лучших в области экономической подготовки в России. Хотим встроиться в хозяйство региона и макрорегиона и стать аналитическим центром в области экономических знаний. Потенциал для развития есть. Мы хотим быть и впредь полезными для Урала и для России.

Беседовал Сергей Авдеев