13.03.2017

Мы продолжаем публикацию материалов журнала «Регионы России» по главной теме последнего номера: Какая модель управления нужна России? Сегодня мы размещаем эссе представителя медиа-холдинга «Регионы России» в Швейцарии, кандидата экономических наук, директора швейцарской компании «Эдельвейс МедСервис» Аллы Хромовой.

Швейцарию можно назвать показательной страной, где действует принцип так называемой «прямой демократии». Это такая форма управления государством, когда власть непосредственно осуществляется самим народом, и важные решения принимаются в результате референдумов.

Журнал «Регионы России» стр. 12.

Общенациональные референдумы, в ходе которых народ решает актуальные вопросы социально-экономического и политического развития страны, проводятся в Швейцарии каждые три месяца. На референдуме каждый кантон выносит на обсуждение также вопросы развития своего региона. Кроме того, большую самостоятельность в кантонах имеют и так называемые «земельные общины», которые образуются либо сельскими, либо городскими поселениями. На общинном уровне избиратели могут принимать решения путем простого голосования, например, на городской площади.

В то же время Швейцария представляет собой классическую демократическую парламентскую республику, в которой каждые четыре года проходят всеобщие выборы и избирается двухпалатный парламент – Федеральная Ассамблея. Федеративное устройство – также важный фактор развития демократии в стране. Каждый из 26 кантонов Конфедерации независим от федеральной власти по вопросам внутреннего развития региона.

Таким образом, в Швейцарии непосредственно действует как «прямая демократия», так и «представительная» в виде парламента и избираемых законодательных органов кантонов и общин. Поэтому некоторые политологи считают, что в Швейцарии в целом действует система «полупрямой демократии», сочетающей институты прямой и репрезентативной демократии.


Законодательная инициатива народа предполагает проведение референдума по внесению изменений в Конституцию Швейцарской Конфедерации. Для того, чтобы такой референдум состоялся, необходимо в течение 18 месяцев собрать не менее 100 тыс. подписей граждан страны. Парламент страны может сразу принять это предложение. В противном случае проводится референдум, на котором требуется достичь «двойного большинства», то есть за изменение должно высказаться не только большинство всего населения страны, но и в большинстве всех кантонов необходимо иметь перевес голосов.

Факультативный референдум в Швейцарии не требует изменения действующей Конституции страны. Для проведения такого референдума его инициаторам надо в течение 100 дней собрать 50 тыс. подписей. Для победы на факультативном референдуме необходимо набрать простое большинство голосов граждан, принявших участие в голосовании.

Сама возможность участвовать в принятии значимых решений развития страны является очень важным обстоятельством, укрепляющим социальное единство в стране. Во многих других европейских странах, где действует система представительской демократии, в последнее время растет недовольство и разочарование в этой системе государственного управления. Причем, само принятие решений там все более сосредотачивается в органах исполнительной власти, а парламенты теряют свое значение.

Вывод, который уже давно сделали ведущие политические силы Швейцарии – референдумов не надо бояться. Народ в конечном счете решит правильно, а если вдруг ошибется – он не будет обвинять в этом правительство или парламент страны. В этом заключается политическая мудрость, которой еще далеко не все в современном мире овладели.


Швейцарский опыт прямой демократии во многом уникален, он имеет долгую историю и связан с политическим устройством страны. Прежде всего надо отметить нейтральный статус Швейцарии, действующий с середины 19 века. Швейцария избежала участия в двух мировых войнах в прошлом столетии, хотя в своё время страна пережила и межкантональные и межконфессиональные войны, а также подвергалась иностранной агрессии. Само федеральное формирование страны было инициировано снизу, решением народных сходов в ранее независимых, но разрозненных кантонах. Свою историю Швейцарская Конфедерация ведет с 1291 года, когда был создан союз трех кантонов, положивший начало дальнейшему объединению. Чувство свободы и демократии в Швейцарии воспитано многими поколениями.

Возможность применения опыта прямой демократии Швейцарии активно изучается в Европе и Латинской Америке. В России, считаю, этот опыт тоже можно было бы использовать в той или иной мере.