10.03.2017

Продолжаем публикацию материалов журнала «Регионы России» по главной теме последнего номера: Какая форма управления нужна России? Сегодня мы приводим тезисы доклада профессора Международного Славянского института Валентина Назарова «Идеология национального возрождения и развития», сделанного им на пленарном заседании Международной Славянской академии 14 декабря.

Стратегия мобилизации

Автор открывает доклад эпиграфом великого русского философа Игоря Ильина: «Русское дело есть сразу дело религиозное, национальное и государственное; и тот, кто упускает хотя бы одну из этих сторон, тот упускает всё сразу».

Валентин Назаров начал доклад с анализа статьи Френсиса Фукуямы «Будущее истории», опубликованной в «Foreign Affairs», №1 за 2012 год и наполненной тревогой за «общество всеобщего благоденствия». В ней Фукуяма обосновал необходимость выработки новой идеологии, которая «… не будет рассматривать рынки как самоцель». Под вопрос были поставлены такие постулаты западного мира, как свобода предпринимательства и неограниченное имущественное расслоение общества. В статье также говорится: «…критика глобализации должна быть привязана к национализму в качестве стратегии мобилизации…», что прямо указывает на своевременность выработки курса национального возрождения и развития.

В докладе отмечается, что, согласно теории этногенеза Льва Гумилева, всякий народ образуется, когда в общности людей генетически закрепляется совокупность черт, являющихся реакцией приспособления к вмещающему ландшафту, но затем всякий народ мигрирует, осваивая новые ландшафты с помощью инструментария, обретенного ранее. Для доказательства этого факта Валентин Назаров использует исследования знаменитого историка, академика Бориса Рыбакова, в которых показано, как менялся хозяйственный уклад, а также весь спектр общественных отношений на территории славян.

Славянский взнос

Славяне всегда привносили высокую культуру обработки земли и навыки выращивания пшеницы и ржи, что всегда давало высокий, по сравнению с аборигенным хозяйством, объем прибавочного продукта, позволяло достигать более высокой специализации членов общества, что вело к развитию производительных сил, государственности, торговли, искусств. По мнению Валентина Назарова, для решения задач освоения огромных пространств, одного народа всегда мало, вот почему в Русском Народе закреплены веротерпимость, нестяжание, «равенство всех людей перед Господом» и первичная справедливость. Именно благодаря этим качествам, утверждает В. Назаров, и сформировался Русский Мир, включающий и «эфиопа» Пушкина, и «грузина» Сталина, и Багратиона, Барклая-де-Толли, Белинсгаузена, и Витуса Беринга.

Решая задачи освоения огромных пространств, славяне демонстрировали неприхотливость в быту, и Назаров приводит в пример эвакуацию заводов в 1941 году и аномальную талантливость в решении потока нестандартных задач.

Славянская ментальность всегда сочетала в себе принцип единоначалия (князь, государь, генсек) с народной демократией (дружина, вече, община, советы) и способностью к эффективному коллективному труду – «Транссиб» построен силами артелей в кратчайшие сроки.

Конфликт мировоззрений

Выявляя черты новой цивилизационной сущности, необходимо сделать уточнение относительно основного противоречия, которое станет источником её диалектического развития, утверждает Валентин Назаров.

Суть конфликта в том, что Народ на суверенной территории может построить разные типы общественно-экономических отношений, оптимизированные под различные цели общественного развития. Так, Мир Запада построен на первичности свободы личности по отношению к потребностям общества, на понимании сущности человека в стяжании богатства, власти, удовольствий. Государство в этом случае выступает в роли «рефери» между интересами антагонистов-индивидуумов.

Для Русского Мира характерно понимание сути человека в стремлении к гармонии с природой и людьми, «поиску Счастья», как равновесному состоянию в окружении себя. В «Мире Востока» поиск счастья – нирваны – направлен на замыкание человека в его внутреннем мире, а в «Мире ислама» – на достижении гармонии с фактической окружающей действительностью через процедуры Благочестия.

Как сказал профессор Назаров, лишь для ментальности людей Русского Мира свойственно деятельностное и одновременно бережное, любовное отношение к окружающему миру.

Идеология – стержень развития

В Международном Славянском институте, Кирилло-Мефодиевской Академии славянского просвещения совместно с Фондом «Наследие митрополита Питирима» с 2011 года нарабатываются элементы идеологии национального возрождения и развития, формализованные в «Проекте комплексного развития производительных сил депрессивных территорий», прошедшем согласование в министерствах экономического и регионального развития России.

Профессор Назаров приводит основные положения идеологии. Так, по мнению ученых, в качестве цели общественного развития заявлено создание полноты условий для воспроизводства народа и каждого из составляющих его народов на национальной территории. Степень воспроизводства зависит от объема ресурсов, вводимых в освоение. Субъектом, для которого строится вся социально-экономическая система, является народ, как сущность, имеющая историческое прошлое. Понятия «среднего класса», «диктатуры пролетариата», «капитализма» и «социализма» становятся лишь частностями, инструментами решения конкретных проблем.

В качестве основной задачи в сфере экономики Валентин Назаров выделяет введение в хозяйственное освоение максимально возможного объема природных ресурсов, но оптимального для достижения заявленной цели.

По его мнению, просматривается и алгоритм решения основной задачи. Для этого нужно произвести оценку всех природных ресурсов, возможных к освоению, оценку возможностей технологического и инфраструктурного освоения каждого из видов ресурсов, а также бизнес-оценку освоения ресурсов каждой из обособленных территорий. В каждом районе-области-регионе РФ формируется несколько вариантов использования потенциала, различающихся не только видами ресурсов, вводимых в освоение, но и параметрами фондоемкости и фондоотдачи, валовой региональной прибавочной стоимостью, объемом платежей в бюджеты, занятостью населения и другими факторами. При реализации программ развития профессор Назаров предлагает учреждать исполнительные органы типа корпораций развития, которые целенаправленно на своем балансе формируют инфраструктурные, финансовые, кооперационные и другие условия для реализации программ развития. Для целенаправленного решения задач, не имеющих коммерческого значения – инновационного развития ресурсной базы – представительными органами регионов и Федерации создаются некоммерческие предприятия целевой предназначенности, обеспеченные соответствующими налоговыми режимами.

В качестве основной задачи в сфере общественного устройства Валентин Назаров рассматривает возможность сформулировать максимальное использование человеческого потенциала, как основного фактора общественного производства. Проще говоря, не должно быть голодных и бездомных людей на территории России. Следует создать сеть соответствующих социальных учреждений при корпорациях развития территорий, ввести обязательный государственный патронаж матерей-одиночек, обеспечить бесплатное среднее, средне-специальное и высшее образование в объеме и номенклатуре, обеспечивающих реализацию программ развития всех уровней. Нужно обеспечить стандарты бесплатного медицинского обслуживания, доступности жилья для людей, реализующих программы развития, обеспечить стандарты питания по цене и качеству с созданием резервных запасов и мощностей.

Что делать?

В качестве условий, обеспечивающих реализацию Идеологии национального возрождения и развития, Валентин Назаров предлагает определить:

*Признание допустимым и приемлемым всех форм собственности, общественного сектора экономики и частного предпринимательства, а также государственное попечительство в отношении отдельных категорий граждан – в объемах, отвечающих задаче обеспечения программ развития.

*Социальный договор между различными социальными группами населения, основанный на понимании их взаимного дополнения для реализации программ развития.

* Придание органам власти всех уровней ответственности за реализацию программ развития.

*Создание системы «обратной связи», пронизывающей всю систему снизу доверху и исключающей замалчивание и безответность поступающих сигналов.

*Обязательность освобождения от должности любого чиновника по основаниям выражения ему недоверия (по принятой процедуре), либо по фактам или оценке ненадлежащего исполнения принятых программ развития.

*Публичность выработки и рассмотрения программ развития территорий, а также их корректировки.

Как возможно реализовать вышеуказанную идеологию? Валентин Назаров заметил, что возможно начать ее на базе действующего законодательства, в одном-нескольких регионах, положение дел в которых «не безупречно», а интереса инвесторов и надежд на улучшение, само собой, нет.

Николай Королев