Вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин согласен с председателем правительства Владимиром Путиным в том, что вопрос «нечестной приватизации» 90-х годов нужно закрыть. Но, по мнению А. Шохина, это не должны быть денежные взносы, потому что проблема не в низкой цене, а «в методике приватизации, когда люди будут все равно чувствовать, что свой кусок активов они не получили».

Напомним, на съезде РСПП 9 февраля В. Путин заявил, что необходимо закрыть проблему «нечестной приватизации” 90-х годов. Чтобы восстановить доверие общества к предпринимателям и бизнесменам, «эту страницу истории надо перевернуть». Премьер-министр предложил подумать, как это сделать: «это может быть разовый взнос или что-то еще».

«Я согласен с председателем правительства, – подчеркнул А. Шохин, – приватизационную страницу надо перевернуть. Но до этого необходимо определить, какую проблему мы пытаемся решить».

По его словам, проблема не в низкой цене залоговых акций. «Хорошо работающий бизнес уже не один раз выплатил государству и обществу недоплаченные когда-то деньги за приватизированные активы и еще не один раз заплатит», – отметил вице-премьер РСПП. Поэтому заставить предпринимателей платить взносы – по сути взимания недоплаченных при приватизации денег – несправедливый выход.

К тому же при введении такого «налога» возникает много вопросов юридического характера: С кого надо собирать недополученные деньги — с новых добросовестных собственников, включая миноритарных акционеров, со старых владельцев, если их удастся определить, или с самих компаний — юридических лиц? Как определять стоимость «ущерба» от приватизации для бюджета страны?

«В любом случае ведущаяся в настоящее время дискуссия показывает: есть обоснованные сомнения, что проблему не совсем позитивного восприятия бизнеса обществом можно решить разовым взносом «за нечестную приватизацию». <…> Для того чтобы закрыть этот вопрос, требуется время и либо налогообложение сверхпотребления, либо — и это было бы правильно — грамотная стимулирующая политика в области повышения социальной ответственности бизнеса», – резюмирует А. Шохин.

Анастасия Мусина