03.03.2017

Создание компенсационного фонда в России может являться важной частью системы защиты дольщиков в качестве дополнительного, а не основного средства. При этом обязательно должны быть востребованы многолетний опыт и экспертиза страховщиков. Об этом заявили ведущие эксперты страховой отрасли 22 февраля 2017 года на встрече с журналистами. 1 января 2017 года в России был организован компенсационный фонд, который призван в будущем компенсировать средства дольщикам в случае, если застройщик будет признан банкротом.

Страховщики уже направили свои замечания и предложения по работе компенсационного фонда в государственные структуры по вопросам политики в сфере защиты прав дольщиков. По их мнению, поспешный запуск компфонда может только существенно обострить проблему обманутых дольщиков.


По данным Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по состоянию на 1 декабря 2016 года проблемные объекты присутствуют в 56 субъектах Российской Федерации. Количество пострадавших граждан составляет более 50 тысяч человек.

При этом нет ни одного случая, когда страховая компания или банк отказалась бы от проведения выплат по проблемным объектам. Как правило финансовые институты имеют достаточно серьезный уровень селекции и мониторинга застройщиков, поэтому ситуация практически никогда не доходит до банкротства. Совместные действия ЦБ РФ и участников текущей системы обеспечения гарантий привели к равновесной ситуации на рыке: страховые компании и банки проводят тщательную оценку застройщиков, а их, в свою очередь, контролирует мегарегулятор. Такая эффективная система защиты «дольщиков» является главным положительным итогом двухлетнего опыта страховых компаний и банков по реализации защиты «дольщиков» и попытки Минстроя «сломать» эту уже работающую систему, введя монопольную структуру компенсационного фонда вызывают недоумение.


В настоящий момент предусмотрено, что девелоперы будут платить от 1% от суммы каждого договора долевого строительства в компенсационный фонд. Таким образом, по предварительным подсчетам этих денег не хватит на достройку домов в случае банкротства застройщиков. По профессиональному мнению, страховщиков, если рассматривать фонд как монопольную страховую компанию, то в силу недостаточности опыта по селекции застройщиков, а полного отсутствия перестраховочной защиты, необходимо будет докапитализировать фонд из бюджета, а также повысить ставку взносов до 3-5%.

Представители страхового сообщества предложили проработать механизм совместной деятельности фонда и страховщиков, а также совместно выработать поправки в существующее законодательство для совершенствования текущей системы обеспечения гарантий ответственности застройщиков с участием финансовых организаций.

«Необходимо объединить наши компетенции для обеспечения защиты прав участников долевого строительства. Если фонд будет работать как монополист, он едва ли сможет решить эту задачу», – отметил в своем выступлении Президент Всероссийского союза страховщиков (СРО ВСС), член Общественной палаты России Игорь Юргенс.

Представитель Деловой России Алексей Белозеров предложил Минстрою вместо введения монопольной структуры приложить усилия для осуществления детального аудита строительной отрасли, создав подробный реестр застройщиков и подрядчиков, ввести систему оценки и рейтингования. Также в ходе обсуждения прозвучало предложение Минстрою сконцентрироваться на решении накопленных проблем с «обманутыми» дольщиками, которые в массе своей возникли до введения существующего института гарантий, реализуемого с помощью коммерческих финансовых организаций.

По единогласному мнению, участников, самым жизнеспособным является комбинирование ресурсов фонда и экспертизы страховых организаций, выступающих в роли фильтра для недобросовестных застройщиков.


На встрече было отмечено, что у фонда нет перестраховочной защиты. Нет системы оценки, принятия и мониторинга рисков.

Эксперты отметили ту роль, которую играет ЦБ РФ, поставив под тщательный контроль деятельность страховых компаний и банков, действующих на рынке долевого строительства. Мегарегулятор проделал огромную и кропотливую работу, оставляя на этом социально важном рынке исключительно надежные и финансово устойчивые организации. Только за прошлый год несколько крупных страховых компаний были лишены права работать на рынке страхования ответственности застройщика. В настоящее время, судя по результатам проверки, страховой компании Ринко, размещенной в открытых источниках, возможно последует исключение из списка аккредитованных ЦБ РФ страховых компаний и этого игрока, что свидетельствует о продолжении курса мегарегулятора на очищение страхового рынка.

«Фактически, включение в Фонд будет носить заявительный характер, так как детальный аудит реального состояния активов застройщиков, число которых составляет несколько тысяч, потребует организации специальных служб в рамках деятельности Фонда и привлечения дополнительных экспертных ресурсов. Как показывает опыт, создание эффективной системы оценки и приема рисков, включая перестраховочную защиту — это длительный процесс, который занял годы у страховых и кредитных организаций, работающих на рынке строительства. У Минстроя такого опыта нет.» – высказались представители страхового сообщества.

Ранее Высшая школа экономика в своем исследовании, посвященном Компенсационному фонду, прогнозировала потери Фонда в 700 млрд. рублей, которые потребуются получить из государственного бюджета, или за счет добросовестных застройщиков для поддержания работы фонда уже в ближайшие годы, что соответствует, по данным РИА Новости, выплатам того же АСВ за 2016 год, который оперирует на схожем рынке привлечения средств граждан. Один из выводов исследования гласит, что с учетом численности экономически занятого населения РФ в размере 72 млн. чел., каждый работающий гражданин в течение пяти лет должен обеспечить 9,7 тыс. рублей налоговых выплат для решения проблемы «обманутых дольщиков».