Для Киргизии жизненно важно присоединение к Таможенному союзу России, Казахстана и Белоруссии. О ходе и перспективах этого процесса рассказывает депутат парламента Кыргызской Республики, председатель Комитета по бюджету и финансам, заместитель межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС Ахматбек Келдибеков.

– Как вы оцениваете новую ступень развития Киргизии после апрельской революции 2010 года в плане внутренней и внешней политики?

– За прошедшие полтора года Кыргызстан преодолел сложный путь. Народ выбрал нового президента нашей страны ради сохранения стабильности, мира. Ко мне поступает много вопросов по внешней политике страны. Алмазбек Атамбаев на официальной церемонии вступления в должность объявил о дальнейшем сотрудничестве со всеми государствами и международными организациями во имя интересов киргизского народа, определив при этом Россию стратегическим партнером. С ней у нас совместное будущее. Парламент Кыргызстана, в том числе и я, поддерживаем внешнеполитическую стратегию Атамбаева, несем и будем нести солидарную ответственность за организацию плодотворных политических, экономических, инвестиционных, культурно-образовательных проектов в рамках межгосударственных отношений.

Кроме того, парламент Кыргызстана будет способствовать укреплению русского языка в стране. Мы понимаем, что русский язык – это язык межнационального общения, который в Киргизии имеет конституционный статус официального. Я знаю, что этот статус останется за ним навсегда. В ближайшее время планирую направить письма в ведущие вузы России для увеличения выделяемых квот киргизским студентам. Многие ведущие политики в Киргизии заканчивали именно российские вузы, и увеличение количества наших студентов в российских вузах гарантирует воспитание новых культурной, бизнес- и политической элит в пророссийском духе. Мы будем стремиться к тому, чтобы между Российской Федерацией и Кыргызстаном дальнейшее сотрудничество развивалось еще динамичнее.

Относительно внутренней политики страны, важнейшим шагом последнего года было внедрение парламентской формы правления государством. Надо признать, что не все идет так гладко, как бы этого хотелось, однако, как гласит поговорка, Москва не сразу строилась, и, по моему мнению, через два-три созыва у нас начнется вырабатываться своя культура парламентаризма. Надо отметить, что наше начинание получает поддержку со стороны наших коллег из стран, где имеется свой богатый опыт парламентаризма, наших депутатов регулярно приглашают с визитами в различные страны.

– На ваш взгляд, насколько целесообразно присоединение Киргизии к Таможенному союзу?

– Присоединение нашей страны к Таможенному союзу является жизненно важным. Эта интеграция сегодня диктуется не руководителями, а народом. У нас есть и экономические, и просто человеческие отношения и с Россией, и с Казахстаном, и с Белоруссией, а также другими странами постсоветского пространства. Я смотрю на эти перспективы только положительно. Как экономист хочу отметить, что товарооборот Кыргызстана со странами Таможенного союза составляет порядка 45% от всего товарооборота нашей страны и в 2010 году составил 2,238 млн долларов США. Поэтому сама жизнь подталкивает нас к участию в этом союзе. Войдя в Таможенный союз, Кыргызстан сможет осуществлять беспошлинные поставки стратегически значимых товаров, в импорте которых нуждается кыргызский рынок, а также упростить привлечение инвестиций в реализацию материалоемких проектов гидроэнергетики, нефтегазовой отрасли, строительства жилой и транспортной инфраструктуры. Важным и наиболее существенным аргументом в пользу Таможенного союза является осуществление поставок энергоносителей внутри сообщества без экспортных и импортных пошлин. Это позволит Кыргызстану обеспечить стабильные поставки горюче-смазочных материалов (а экспортируем мы 95% от всех ГСМ, 90% – из России). Это даст нашим сельхозпроизводителям уверенность в завтрашнем дне, будет способствовать снятию социальной напряженности, связанной с ежегодными ожиданиями сезонных пошлин на ГСМ. Участие Кыргызстана в Таможенном союзе – это не только беспошлинное передвижение товаров, но также единое транспортное, образовательное и культурное пространство. Это свобода передвижения капитала, услуг и товаров. Это создание условий для стабильного развития экономики сторон в интересах повышения жизненного уровня населения стран сообщества.

Конечно, существуют и минусы, которые особенно сильно затронут малый и средний бизнес. Так, многие частные предприниматели заняты импортом и реэкспортом товаров из Китая, которых завозится очень много, также это затронет граждан, которые заняты в сфере перегонки и продажи подержанных автомобилей из Японии, США и стран Европы. Эти виды бизнеса являются для многих хозяйств основным надежным источником доходов, и поэтому мы, парламентарии, должны сейчас поставить задачу перед Министерством экономического развития о разработке стратегического смещения в развитии отраслей экономики, анализе изменений в потребностях экономики в связи со вступлением в ТС.

В 90-е годы была полностью разрушена имевшаяся производственная база республики, не без «помощи» определенных программ по выводу экономики из кризиса. Республика имела развитую швейную, текстильную, кожевенные промышленности. На данный момент текстильная промышленность фактически не существует, также как и кожевенная. Китайские предприниматели вывозят сырье в громадных для республики, количествах, потом мы выкупаем готовую продукцию для внутреннего потребления и перепродажи. Стоит отметить, что швейная промышленность все же возродилась, хотя и в ином формате. Но, к сожалению, в этом нет заслуги государства. Частники организовали множество частных цехов, и их продукция очень востребована как у нас, так и в России. Это тот случай, когда государство не должно вмешиваться в то, что хорошо работает, но лишь всемерно поддерживать.

Подытоживая, скажу, что нам необходимо тщательно подготовиться к будущим изменениям и создавать новые центры экономической активности.

– В Киргизии большая проблема с охраной государственных рубежей, что может помешать успешному вступлению республики в Таможенный союз. Некоторые эксперты убеждены, что решением этой проблемы могло бы стать согласие Киргизии доверить охрану своих границ представителям Таможенного союза. Насколько это реально, на ваш взгляд?

– Вопрос достаточно сложный. Решение вывода погранвойск России с территории независимого Кыргызстана было принято руководством РФ. Наш народ всегда относился и относится к российским военным с братской любовью и уважением. В городе Кант вблизи столицы Кыргызстана расположена российская авиабаза, помимо нее на территории страны расположено еще несколько российских военных объектов. А буквально недавно киргизские пограничники получили военно-техническую помощь от Пограничной службы Федеральной службы безопасности России в размере 500 млн руб. В общей сложности, нашим пограничникам было передано более 30 автомобилей разного профиля, средства связи, снаряжение, технические средства охраны границы и обмундирование. И такую помощь от России мы получаем регулярно.

Напомню, что республика также является членом ОДКБ, продолжается сотрудничество по борьбе с оборотом наркотиков. В бытность Алмазбека Атамбаева еще премьер-министром, глава ФКСН России Виктор Иванов отметил, что объем перехваченных наркотиков в Киргизии вырос в 23 раза по сравнению с 2010 годом.

Я считаю, что такое сотрудничество надо расширять, и в рамках этого сотрудничества ставить вопрос об усилении наших застав отдельными частями Российской Федерации, организации совместных учений и проведению превентивных операций, как со стороны пограничных войск, так и таможенных структур, МВД.

– По мнению ряда аналитиков, экономическая интеграция стран Союза не должна быть слишком интенсивной, а сотрудничество – слишком тесным из-за больших различий стран-участниц по уровню развития экономик, финансовых институтов и налоговых систем.

– Безусловно, нужно учитывать специфику всех государств, которые входят в Таможенный союз. В этой связи для Казахстана, например, действуют исключения по единому таможенному тарифу для более чем 80 товарных позиций, которые потребляются внутри Казахстана. Действуют льготы – вплоть до освобождения от таможенных пошлин – по оборудованию, которое завозится в рамках приоритетных инвестиционных проектов. Все эти инструменты поддержки товаропроизводителей в отдельных странах необходимо будет учесть и при присоединении Кыргызстана. Ранее я упоминал о том, что с вхождением в ТС для Киргизии неизбежно смещение приоритетов в экономике страны, и это затронет многих мелких предпринимателей, да и всех граждан, так или иначе, и к этому тоже мы должны быть готовы, должны определить важнейшие отрасли для переориентации бизнеса и создать условия для его развития. Помимо этого, важный шаг – это разработка внутренних правил и процедур, чтобы избежать неразберихи. Лихие 90-е, о которых сейчас все вспоминают, в значительной мере и были обусловлены именно тем, что перемены свалились как снег на голову, и никто не знал, что и как делать. Была почти абсолютная анархия! Благодаря этому времени мы сейчас и имеем все то, о чем постоянно говорится – высокий уровень коррупции, безнравственность. Начало было положено там.

КЕЛДИБЕКОВ Ахматбек Келдибекович

Родился 15 июня 1966 г. в с. Суфи-Курган Алайского района Ошской области Кыргызской Республики. В 1990 г. окончил Воронежский политехнический институт по специальности «инженер-механик», в 1999 г. – Институт переподготовки и повышения квалификации кадров при Кыргызском государственном национальном университете, «финансы и кредит», в 2009 г. окончил Кыргызскую государственную юридическую академию.

2001–2002 гг. – заместитель министра финансов Кыргызской Республики.

2002–2005 гг. – председатель Социального фонда Кыргызской Республики. В марте 2005 г. избран депутатом Жогорку Кенеша (парламента) Кыргызской Республики III созыва. Был председателем Комитета по бюджету и финансам Жогорку Кенеша.

2008–2009 гг. – председатель Государственного комитета Кыргызской Республики по налогам и сборам. С 2009 по 2010 гг. – председатель Государственной налоговой службы при Правительстве Кыргызской Республики.

В октябре 2010 г. по списку идеалистической демократической политической партии «Ата-Журт» избран депутатом Жогорку Кенеша Кыргызской Республики V созыва.

Награжден медалью «Данк» (2001 г.) и Орденом Содружества. Государственный советник I класса. Имеет специальное звание генерал-лейтенант. Кандидат экономических наук, заслуженный экономист Кыргызской Республики, почетный профессор Кыргызской государственной юридической академии, почетный профессор Университета Бозок, г. Йозгат, Турция.