Эксперт: Успехов добиваются те предприниматели, которым есть что предложить региональным и местным администрациям

03.03.2017

В стране существует целый ряд организаций, чья деятельность, в частности, направлена на защиту малого и среднего бизнеса – это и Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) и «Опора России», и «Деловая Россия». Но работают ли они? И чьи интересы они все-таки отстаивают?


Многие эксперты говорят, что общественные организации по защите бизнеса во многих случаях оказываются совершенно неэффективными.  О том, как в России функционируют бизнес-общественники и какие конфузы случаются с предпринимателями во Владимирской области корреспонденту РИА «Регионы Online» рассказал политический аналитик Кирилл Николенко:

Стремление предпринимателей объединиться с коллегами по цеху для отстаивания и продвижения своих интересов при взаимодействии с органами госвласти и местного самоуправления восходит к годам легализации частного сектора в нашей стране. В 1990-ом возникла самая устойчивая такая структура – РСПП.


Консолидация в виде «профсоюза бизнесменов» или «гильдии предпринимателей» на местах происходила как официозно (через торгово-промышленные палаты муниципального и регионального уровней), так и в результате инициативы, исходящей от альтернативных центров притяжения «братьев по капиталу». Необходимость возникновения новых организаций предпринимателей была связана с тем, что РСПП быстро превратился в инструмент в руках крупных игроков. В таких условиях большинство себя ощущало неуютно и стремилось достичь солидарности с «классово близкими», бизнесменами своего круга.

Перед каждым федеральным проектом, декларировавшим амбициозные цели выражения интересов частников, стояла и стоит задача осуществлять экспансию в территории, демонстрировать свои положительные отличия от других бизнес-общественников. В этом плане «Опора России», «Деловая Россия», местные подобные организации (к примеру, «Некоммерческое партнерство предпринимателей малого и среднего бизнеса Владимирской области») сталкиваются со схожим набором препятствий.

Во-первых, любая предпринимательская организация должна доказать, что именно она справится эффективнее всего с выражением позиции сообщества и выторговыванием преимуществ со стороны государства и муниципалитетов.

Объединения разными способами подчеркивают свою респектабельность. Силы тратятся на пиар, на проведение мероприятий в формате «рядом с губернатором», «рядом с властью». 

И здесь возникают противоречия. Власть ведь вводит меры поддержки, в основном, для предприятий, ИП, обладающих определенным набором характеристик. Вовсе необязательно, что их собственники входят в объединение предпринимателей, которое пролоббировало положительное для бизнеса решение.

Во-вторых, сразу появляются бизнесмены, которые готовы вступить во все эти объединения. Это ж ведь не политические партии, где невозможно состоять и там, и тут.

Такая практика, особенно когда активные предприниматели афишируют, подчеркивают свое членство, лишает организации хотя бы налета эксклюзивности – «на манеже все те же». Данное обстоятельство затрудняет сотрудничество с властью, если такого рода люди с деньгами имеют скандальную репутацию или просто невыгодно.

Допустим, несколько лет назад во Владимирской области было отменено избрание главой региональной «Опоры России» издателя Сергея Казакова, который находится в жесткой оппозиции к губернатору Светлане Орловой.


Губернатор Владимирской области Светлана Орлова помешала издателю Сергею Казакову стать главой региональной «Опоры России»

В-третьих, очень важна личность консолидатора. Те, кто, действительно, занимаются прибыльным делом, чаще всего не могут тратить свое время еще и на общественную нагрузку. По этой причине бизнес-активистами становятся фигуры, о которых, в принципе, сложно сказать, кто они, откуда, почему именно они берут на себя функцию посредника между предпринимательским сообществом и органами власти.

Если возвращаться к Владимирщине, то выходят конфузы. В общественный совет при УМВД не вошла известная предпринимательница Дина Смекалова, которая долго стояла у руля «Опоры России». Все из-за обнаружившейся судимости (хоть и погашенной). Не вытанцовывалось и у «Деловой России». Ее в 2007-2010 гг. возглавлял Александр Пикалев, чьи «авторитетные» комментарии в СМИ, скорее, были надуванием щек. Затем в организации образовалось даже двоевластие, когда на Москву вышел местный бизнесмен Сергей Мартынов. Причем оба как-то умудрялись распоряжаться брендом «Деловой России» параллельно, продолжая находить общий язык с федеральным руководством.

Если судить по практике работы предпринимательских организаций, то успехов добиваются не столько сами они, сколько отдельные участники, которым есть что предложить региональным и местным администрациям.

Что касается путей преодоления ограничений, стоящих перед бизнес-общественниками, то здесь не нужно открывать Америку: идти во власть. Собственно, так частники и поступают. Городские, районные советы, заксобрания субъектов Федерации заполнены ими. Но каждый там борется, прежде всего, сам за себя, стремясь за нужное голосование, за выступления в поддержку исполнительной власти получить в ответ преференции, доступ к государственным и муниципальным закупкам.

Возвращаясь к теме эффективности все-таки объединений, а не отдельных бизнесменов, хочется отметить, что больше шансов имеют отраслевики. В их случае ситуация однозначнее, четче: ведомства, с которыми необходимо установить рабочие отношения, подверженность одной и той же конъюнктуре, возможность кооперации, узконаправленные интересы, а не широкий спектр.