Эксперт: Ассоциации бизнесменов стали рассматривать себя как «скамейка запасных» для госслужбы

2017.02.28

В стране существует целый ряд организаций, чья деятельность, в частности, направлена на защиту малого и среднего бизнеса – это и Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) и «Опора России», и «Деловая Россия». Кроме того, в отдельных регионах действуют и местные объединения представителей бизнеса.

Ранее в разговоре с корреспондентом РИА «Регионы Online» кандидат экономических наук Михаил Белый сказал, что общественные организации по защите бизнеса во многих случаях оказываются совершенно неэффективными, сравнив их с многочисленными российскими профсоюзами, которые беззубы и неопасны в деятельности отстаивания прав сотрудников.

О существенном пересмотре взаимоотношений государства с бизнес-сообществом сегодня РИА «Регионы Online» рассказал директор исследовательского центра «Промышленность и общество», руководитель экспертной группы «Крымский проект» Игорь Рябов:

С формальной точки зрения, наличие в России крупных общественных объединений, площадок для консолидации бизнеса – это правильно. Российский союз промышленников и предпринимателей, «Деловая Россия», ОПОРА – раскрученные и презентабельные вывески, сформированные уже относительно давно в качестве ответа на попытки манипуляции политическими процессами от лица бизнеса, которые имели место в 90-е годы.

Когда государство отошло от модерации бизнес-сообщества, эту модерацию стали вести те, кто считал это выгодным. Власть создала подобные ассоциации в ответ на угрозу олигархического переворота, в ответ на «семибанкирщину». Позитивный замысел был налицо: бизнес-ассоциации должны заниматься не политикой, а формированием запросов от лица предпринимательского сообщества в адрес различных ветвей власти. Влиять на законодательное поле, защищать права предпринимателей, бороться с административными барьерами и коррупцией. Для тех же целей, в частности, был создан и институт уполномоченного по защите предпринимателей при президенте.

Сегодня, безусловно, вся эта система координат нуждается в существенном пересмотре. Консолидационную задачу все эти объединения выполнили. Но, по сути, работают крайне неэффективно. По моим наблюдениям, практически все эти институции так или иначе превратились в лоббистские инструменты, либо в клуб по малозначимым интересам. Например, «Деловая Россия» занята воспроизводством никому не нужных конкурсов и раздачей призов.

В бизнес-ассоциации вступают для поднятия авторитета, для защиты личного бизнеса, для трамплина в политику. Показательный пример – игра «Деловой России» и Бориса Титова в политику, которая завершилась эпическим провалом «Партии роста» на последних думских выборах. Произошло это как раз из-за переоценки роли бизнеса в современной жизни.

Бизнес должен работать на развитие сферы тех услуг, сервисов и в конечном счете добавленной стоимости, где неэффективно государство. А ассоциации бизнесменов стали рассматривать себя как «скамейка запасных» для госслужбы, рассуждая, что наибольшие выгоды бизнесмен получит, находясь во власти.

Все это поколение интегрированных во власть бизнесменов должно уступить место.

Вопрос – кому? Вопрос этот непростой. Мне кажется, на первые роли должны выходить бизнесмены, промышленники и из крупного сектора, и из среднего и малого, которые четко понимают социальные функции предпринимательства. Для которых приоритет не прибыль, а социальные преимущества, которые дает обществу бизнес. Речь не идет о том, что «надо дать дорогу молодым». Дорогу надо дать тем предприятиям и их собственникам, которые создают в результате своей деятельности новую среду обитания.

Вот под них нужно менять законы, поощряя социальные инвестиции, снимая налоговое бремя с благотворительных и социально ответственных затрат. Целые регионы сегодня живут на средства градообразующих предприятий, им и нужно давать дорогу.