2017.02.22

Швейцарская газета Le Temps в статье «Контрнаступление на «фейковые новости» рассматривает перспективы борьбы с дезинформацией в предвыборных кампаниях во Франции и Германии.

Фейковые новости (англ. «Fake news»), или иными словами ложь, дезинформация, уже давно стали феноменом, присущим современному медиапространству. Долгое время на это просто не обращали внимания, а интернет получил название «мировой информационной помойки». Однако после последних президентских выборов в США, на которых, как утверждали мировые СМИ, лживая информация распространялась в социальных сетях, к этому явлению было приковано пристальное внимание западной общественности, разумеется под соусом «руки Москвы». На мировых провайдеров соцсетей было оказано давление, и Facebook вместе с Google приступили с начала февраля к поиску и изъятию «лживого новостного контента» уже в странах Европы. Но эффективность «такой борьбы с анти-оболваниванием» достаточно сомнительна, резюмирует швейцарская газета.

Дезинформацию обложат «красными флажками»

Во Франции «Гугл» и «Фейсбук» запустили проект «Перекрестная проверка» («CrossCheck»), в котором участвуют 16 редакций ведущих газет и телеканалов. Цель: отделить «правду от лжи» и заблокировать последнюю. Во Франции идет активная выборная кампания, и французский истеблишмент опасается того, что в этой стране может произойти нечто подобное «Брекзиту» (решение референдума о выходе Великобритании из ЕС) или победе «несистемного» кандидата Дональда Трампа на президентских выборах в США в ноябре прошлого года. Как известно, победа Трампа до сих пор вызывает откровенное неприятие в ведущих американских СМИ.

Кроме того, «Фейсбук» перенес на Францию и Германию апробированную в США методику, согласно которой в данной сети любая информация, признанная двумя известными СМИ как лживая, автоматически обозначается красным флажком, что должно снижать ее привлекательность и тормозить ее дальнейшее распространение в этой соцсети.

Однако попытки обложить дезинформацию «красными флажками» в Европе начались раньше. Так, Швейцария с начала 2014 г. участвует в европейском проекте «Фама» – по имени греческой богини молвы (слухов). Проект был разработан в ряде университетов Великобритании и Германии. В нем участвуют девять европейских партнеров, в том числе Швейцарское информагентство Swissinfo. По мнению авторов этого проекта, он позволяет выявить дезинформацию в медиапространстве с надежностью в 75 – 80%.

Это политическое решение

Ведущие мировые соцсети приступили к охоте за «фейками» по прямому указанию Еврокомиссии (руководящий орган Eвросоюза), отмечает Le Temps, ссылаясь на соответствующее высказывание в конце января еврокомиссара по общему рынку цифровых технологий Эндрюса Ансипа (Andrus Ansip). А уже в начале февраля указанные выше соцсети приступили к регламентации и отсеву информационного контента.

Ряд европейских СМИ в один голос заговорили о том, что «фейковые новости» являются новым информационным оружием России. Как будто бы это российское изобретение. Но неслучайно, что европейский проект по выявлению дезинформации назвали «Фама» – об эффективном воздействии слухов, полуправды и лжи хорошо знали уже древние греки.
Между свободой прессы и цензурой.

Ложь – она как вирус и распространяется быстрее правды. Так полагает один из редакторов L’Agence France Presse. Ложь, как правило, более простая в понимании и часто имеет эротический оттенок, что быстро привлекает внимание читателей. Если говорить о действиях «Фейсбука» по фильтрации фейков, то она, по мнению газеты, будет малорезультативной. Ведь погоня за «лайками» лишь порождает распространение сенсаций и слухов, проверять которые читателям просто некогда.

Прозрачность и возможность знать все точки зрения должны оставаться важнейшими принципами редакционной политики любого СМИ, полагает Le Temps, явно намекая на то, что борьба с лживыми новостями может легко переродиться в возврат к системе цензуры, с которой в свое время были хорошо знакомы в странах как Запада, так и Востока.

Алла Хромова, кандидат экономических наук
представитель «Регионов России» в Швейцарии,
директор швейцарской компании «Эдельвейс МедСервис»
Берн, 22 февраля 2017