Закон «О гособоронзаказе» снова поправят ради устранения возможностей нецелевого расходования

2017.02.21

Предложения по корректировке закона №275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» были рассмотрены на заседании Думской Комиссии по развитию предприятий ОПК, председателем на котором выступил глава Комиссии Владимир Гутенев. Среди основных из них – изменение порядка открытия специальных счетов исполнителей при выполнении гособоронзаказа.

Открывая заседание, Владимир Гутенев отметил, что еще со времени первых согласований механизма межведомственного контроля за расходованием бюджетных средств при выполнении гособоронзаказов, наибольшие вопросы у предприятий вызывала и вызывает необходимость открытия спецсчетов всех уровней кооперации – от головного исполнителя до поставщиков комплектующих.


«Такая цепочка, создаваемая по каждому госконтракту, приводит к лавинообразному росту договоров и взаимоотчетности, нарушениям технологических процессов, невыполнению обязательств по контракту, кассовым разрывам и ухудшению финансового состояния предприятий. А на низших уровнях кооперации, где объемы работ по гособоронзаказу не велики, часто возникают ситуации, когда мотивация к участию в ГОЗ сводится к нулю. Поэтому наиболее значимые поправки в предложенном законопроекте меняют порядок открытия специальных счетов исполнителей при выполнении ГОЗ», – подчеркнул Гутенев.

Таким образом, ссновной целью введения новых требований в закон «О гособоронзаказе» было обеспечение надежности взаиморасчетов и недопущение нецелевого расходования, отметил на заседании заместитель Председателя коллегии ВПК РФ, вице-президент Лиги содействия оборонным предприятиям Олег Бочкарев.


«Нормы закона повлекли за собой существенные изменения в текущей производственной и финансовой деятельности предприятий. В той корректировке закона, которая произошла в 2016 году, не все замечания промышленности были учтены. Поэтому в сентябре 2016 года по итогам Военно-промышленной конференции, состоявшейся на базе концерна «Алмаз-Антей», документ был доработан и одобрен большинством руководителей предприятий оборонно-промышленного комплекса», – рассказал Олег Бочкарев.

Дело не только в контроле над расходованием бюджетных средств, но еще и в минимизации производственных издержек. Как отметил Владимир Гутенев, предложения по корректировке документа озвучиваются и в бизнес-сообществе, и в профильном Комитете Совета Федерации, и на площадке Коллегии ВПК.

“Но для того, чтобы выполнить задачи по повышению качества военной продукции и снижению издержек по ее производству, требуется совершенствование механизмов закона «О гособоронзаказе»”, – заявил Владимир Гутенев.

Однако, несмотря на декларируемые цели, данный закон не создает стимулов сокращать издержки, считает президент Объединенной Судостроительной корпорации, вице-президент Лиги содействия оборонным предприятиям Алексей Рахманов.


«Более того, госкомпании практически потеряли функцию казначейства. Кредитование для закрытия кассовых разрывов стало проблемой, а проценты по кредиту ложатся на чистую прибыль. Добиваться высокой экономической эффективности в условиях все большего регулирования, мягко говоря, сложно», – сказал он, обсуждая предложенные поправки.

Возможности двойного толкования закона и отсутствии четких формулировок подчеркнула Генеральный директор ООО «Экспертно-аналитического центра ценообразования в оборонной промышленности «Эксперт 275» Елена Гончарук. В частности, говоря о порядке расчетов с использованием специального счета, она заявила об острой необходимости прописать в законе четкую формулировку, которая будет понятна всем – и ФАС России, и прокуратуре, и государственному заказчику, и военному представителю, и предприятию.


Председатель Комиссии по развитию предприятий ОПК Владимир Гутенев пояснил, что также предлагается изменить и уточнить порядок компенсации собственных затрат предприятия при выполнении гособоронзаказа, механизм и сроки перечисления денежных средств и прибыли исполнителям при частичном исполнении заключенного контракта. Другими словами, Гутенев сказал, что предприятия ОПК поддерживают идею об изменении размера накладных расходов исполнителя гособоронзаказа на процент от суммы госконтракта.

«Кроме того, есть необходимость в изменении величины оплаты накладных расходов. Установленная сейчас норма в размере не более 3-х млн рублей вне зависимости от суммы и длительности  контракта, не позволяет покрывать накладные расходы исполнителя в течение всего времени его действия. Поэтому предложение о том, что оплату иных расходов необходимо установить в виде процентов от суммы государственного контракта полностью соответствует нашим подходам», – подчеркнул Гутенев.

Подводя итоги заседания, Владимир Гутенев заявил о необходимости предоставить руководству предприятий полномочия для принятия решений. Данные меры помогут выстроить баланс между заказчиком и исполнителем.

«Должна быть установлена симметричная ответственность, поскольку та ответственность, которая сейчас прописана в контрактах, предусматривает несоизмеримые штрафные санкции в отношении исполнителя. Причем, не от суммы недопоставки продукции, а от общего объема контракта. И нужно понимать, что полномочия и ответственность – это взаимосвязанные вещи. Поэтому, чтобы жестко контролировать эффективность выполнения работ по гособоронзаказу, необходимо предоставить руководству предприятий полномочия для принятия решений», – резюмировал председатель Комиссии по развитию предприятий ОПК.

Отметим, что Коллегии ВПК выступила инициатором обсуждения поправок в закон «О гособоронзаказе» в рамках заседания Комиссии по развитию предприятий ОПК». Напомним, что 30 июня 2015 года президент подписал указ об изменениях в закон «О государственном оборонном заказе», в котором устанавливаются запреты на действия (бездействие) головного исполнителя, исполнителей, которые приводят или могут привести к необоснованному завышению цены продукции по государственному оборонному заказу, неисполнению либо ненадлежащему исполнению государственного контракта.