В условиях нынешней финансовой политики в России нет ничего удивительного, что коммерческих инвестиций нет. Если финансовая политика сохранится, то так будет продолжаться и дальше. К такому неутешительному выводу подошел Директор Института современного государственного развития, политолог Дмитрий Солонников.

Напомним, что накануне был опубликован рейтинг инвестиционной привлекательности субъектов РФ по итогам 2016 года, составленный Национальным рейтинговым агентством (НРА). Стоит отметить, что на долю 19 регионов данного рейтинга (всего было исследовано 80 субъектов РФ – прим. ред.) приходится 82% всех инвестиций, которые смогли привлечь все регионы в прошлом году. Список регионов-лидеров пополнили Томская область, Свердловская область и Республика Саха (Якутия). К аутсайдерам добавились Республика Хакасия и Республика Карелия.

Директор Института современного государственного развития, политолог Дмитрий Солонников

О том, какая ситуация складывается в регионах с иностранными инвестициями, корреспонденту РИА «Регионы Online» рассказал Директор Института современного государственного развития, политолог Дмитрий Солонников:
Ожидание иностранных инвестиций – это мейнстрим современной экономической модели России. Прежде всего, речь идет, конечно, о федеральной экономической политике. В регионах ситуация во многом иная. Но связь, между двумя экономиками – той, что видится из окна Министерства экономического развития в столице страны, и той, что видят жители всех остальных городов – все-таки есть.

Инвестиционная привлекательность регионов направлена, прежде всего, на поиск внутренних инвестиций и желательно государственных. Внешние инвестиции формируются в первую очередь государством, а уже потом регионами.
Иностранные инвесторы сперва смотрят на официальный инвестиционный рейтинг всей страны (а он у нас сейчас не очень хороший), а уже потом рассматривают региональные возможности. Сначала принимается решение, что инвестиции пойдут именно в Россию, а не в Аргентину, Пакистан или Бангладеш. То есть нужно пройти этап международной конкуренции. А уже после этого идет рассмотрение возможностей инвестировать в Белгородскую область, Еврейскую автономную область, Республику Татарстан или в Ханты-Мансийск. Это уже наша внутренняя конкуренция.

Поток прямых иностранных инвестиций в Россию с 2013 года заметно снизился. Определенный их рост в конце прошлого года – это, скорее всего, возвращение в Россию ранее вывезенного капитала. И вызвано это не ростом инвестиционной привлекательности России, а ужесточением антиофшорного законодательства во всем мире. Растет давление, и частично капитал возвращается в страну.

Это без сомнения позитивный процесс, однако строить на нем долгосрочную стратегию развития экономики, как все страны, так и регионов, не целесообразно.

В стране десяток регионов – доноров, то есть тех, где отмечается позитивная финансово-экономическая динамика. Более двадцати регионов находятся в преддефолтном состоянии

Тот факт, что инвестируют, прежде всего, в экономику всей страны подчеркивается и объектами этих инвестиций. Речь в первую очередь идет о стратегических проектах, активно лоббируемых государством. Дальше уже можно говорить, о том, где именно они локализуются. Что-то в Ленинградской области и в Санкт-Петербурге, что-то в Восточной Сибири, что-то в Татарстане и, конечно, в Москве.

В стране всего десяток регионов – доноров, то есть тех, где отмечается позитивная финансово-экономическая динамика. Более двадцати регионов находятся в преддефолтном состоянии. В таких условиях выбор у инвесторов невелик.
Российских коммерческих инвестиций нет и быть не может в условиях нынешней финансовой политики экономических властей страны. Серьезных же зарубежных инвестиций в нынешней внешнеполитической ситуации ждать также не приходится.

Другое дело – государственные инвестиции, что является, скорее, вопросом лоббирования политической значимости региона и необходимости сохранения его социальной стабильности. Этим региональные лидеры успешно торгуют на внутриполитической арене, и такие инвестиции ежегодно успешно выбивают. Но и их поток сокращается и будет сокращаться в связи с уменьшением федерального бюджета. А он не будет расти, пока не начнется рост налогооблагаемой базы и рост доходов населения, для чего необходимы инвестиции в отечественную промышленность.

В нынешних условиях это замкнутый круг. И разорвать его могут не региональные власти, они работают в жестко заданных на федеральном уровне условиях, а только изменение экономической доктрины, внедряемой правительством страны. Без такого изменения говорить о той или иной инвестиционной привлекательности регионов особого смысла нет.