13.02.17

В Москве, как и в России в целом, разворачивается масштабное строительство школ. По решению правительства, к 2025 году все российские школьники должны будут учиться в одну смену. Чтобы преодолеть дефицит, в стране в ближайшие 10 лет будут построены тысячи школ на 6,6 миллионов мест. Бюджет этого мегапроекта (2,8 трлн рублей) почти вдвое превышает затраты на подготовку сочинской Олимпиады. В последнем обращении в Федеральному собранию президент Владимир Путин еще раз подчеркнул, что проект по строительству школ – один из ключевых в повестке федерального правительства.

«Сначала мы создаем дома, а затем дома создают нас», – говорил Уинстон Черчилль.

Еще более это высказывание справедливо для школ, которые являются важнейшим элементом формирования общества. Какие школы мы строим сегодня? Как они должны воздействовать на нас и наших детей? Для властей при строительстве школ главным является финансовый аспект – как дешевле построить.

Эксперты в последнее время все активнее говорят, что школы должны «открываться» городу, становясь центрами общественной жизни своих районов. Но, если во главу угла поставить ученика, который проводит до трети дня в школе, то возникают совсем другие вопросы. Как сделать так, чтобы школа становилась «вторым домом», чтобы в ней было комфортно и интересно? Как архитектура школ влияет на ученика?

Сегодня во всем мире идет активный поиск более эффективной системы образования и новой архитектурной модели школы. Построены десятки высококлассных оригинальных школ с необычной структурой – атриумами и палитрой различных общественных пространств, с многофункциональными помещениями и так далее. Ряд интересных объектов уже построен и в России – например, столичная «Хорошевская прогимназия» или школа №14 в Пушкино. Еще ряд мощных проектов находятся в стадии проектирования или строительства: например, «Умная школа» в Иркутске, «Летово» в Новой Москве. Эти школы являются лабораториями, в которых, в частности, будут изучаться как новые образовательные пространства влияют на поведение и самочувствие учеников, их темпы развития. Интересный опыт начинает накапливаться и в пост-советском пространстве: один их наиболее ярких примеров – это уникальная международная школа UWC Dilijan College в Армении, открытая в 2014 году.

Cпроектированная английским архитектурным бюро Tim Flynn Architects, она совершенно не похожа на привычные нам школы. В этом кампусе созданы образовательное пространство нового типа, которые должны поощрять общение между учащимися и стимулировать как групповой, так и индивидуальный образовательный процесс.