06.02.2017

Российское руководство ставит сверхамбициозную цель – обеспечить развитие авиационной отрасли. Все выгодные внутренние и международные маршруты, в том числе в страны ближнего зарубежья, российскими авиакомпаниями должны будут выполняться на самолетах российского производства. Директор Центра европейско-азиатских исследований Андрей Русаков считает, что в России вместе со всеми странами ЕврАзЭС появляется возможность создать полноценный индустриальный кластер, связывающий в одно целое перевозку пассажирских потоков вместе с организацией хабов, производство комплектующих и компонентов, аэропортовое и сервисное обслуживание:


В Российской Федерации появляется новая приоритетная отрасль промышленности. Хотя, и отраслью в полном понимании этого слова ее назвать трудно. По поручению Президента России Владимира Путина в стране создана Авиационная коллегия. Ее задача – создание полноценного сектора экономики – производство самолетов, их приобретение и использование российскими и иностранными авиакомпаниями, сервисное обслуживание.


Более того, и потребители должны хотеть летать именно на  самолетах российского производства. Очень сложная задача. Но решаемая. Вообще, своя собственная национальная авиация как масштабная индустрия  –  возможность только для крупных и индустриально развитых стран. Или для стран, объединенных в экономические союзы (пример – «Эйрбас» как самолет, ассоциирующийся с Европейским Союзом). Ведь самолеты надо проектировать и создавать, проводить тестовые испытания. И, учитывая современную конкуренцию, вступать в буквальном смысле рыночную войну против мировых гигантов – «Боинг», «Эйрбас», «Бомбардье» и многих других.

И выигрывать надо по безопасности, стоимости и надежности. И это невозможно сделать без соответствующих кадров, научной и промышленной инфраструктуры, а также  немалых инвестиций. И еще одно важное условие – необходим свой собственный большой рынок.  И в этом смысле России нет конкурентов. Это самая большая по площади страна мира. И большим подспорьем здесь будут страны ЕврАзЭС, куда регулярно летают российские авиакомпании. Самолеты могут и должны стать основным транспортным средством для таких огромных расстояний. Но и самолеты должны быть на уровне высших мировых стандартов. В ближайшее время поднимется в небо новый магистральный самолет «МС-21», а также семейство ближнемагистральных и дальнемагистральных всем известных «ИЛов». Российским правительством для самолетов отечественного производства будут предоставлены наиболее выгодные внутренние и международные линии.


Промышленные предприятия евразийского пространства вполне могут «вписаться» в этот тренд как поставщики комплектующих и компонентов. А пассажиропоток и аэропортовое хозяйство станут элементами новой складывающейся авиационной инфраструктуры по облуживанию новых самолетов. Тогда авиационный кластер в рамках ЕврАзЭС может стать одним из основных источников долговременного экономического роста для всех стран этого объединения.

Андрей Русаков,

Директор Центра европейско-азиатских исследований