03.02.2017

3 февраля Общественная палата России по инициативе Общероссийской общественной организации «ОПОРА РОССИИ» провела общественную экспертизу («нулевое чтение») законопроекта, подготовленного Министерством строительства и ЖКХ Российской Федерации «О внесении изменений в Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Данный законопроект примечателен тем, что Минстрой России в обход всех мыслимых легальных процедур пытается его «протащить» уже на протяжении полугода. До сих пор находился правовой предел настырности ведомства – то в лице Администрации Президента, то в лице Председателя Государственной Думы.

В 2017 году Минстрой уже создал три разных варианта законопроекта под разными названиями для отвлечения внимания общественности. Причем два из них – продвигаются в атмосфере тайны и максимальной непубличности. Законопроекты отличаются технически, а содержательно – они абсолютно идентичны. Дело в том, что законопроект предполагает внесение существенных изменений в ряд ключевых законодательных актов, регламентирующих порядок и механизмы регулирования долевого строительства, банкротства, гарантий прав «дольщиков».

В силу того, что Минстрой России так и не осуществил обсуждение данного законопроекта с привлечением ассоциаций российского бизнеса, эту функцию на себя взяли представители Общественной палаты. Открывая «нулевое чтение», Лидия Михеева, руководитель Комиссии по общественной экспертизе Общественной палаты, отметила, что самое главное определить, как новый закон будет сможет решить проблемы более чем 45 тысяч обманутых дольщиков и как он скажется на стабильности строительного сектора.

Ольга Корниенко, представляющая Минстрой России, привела статистику, демонстрирующую увеличение числа кризисных застройщиков и спрогнозировала рост их числа в 2017 году, однако не смогла четко пояснить как будет формироваться тариф для строительных компаний и как это скажется на квадратном метре жилья для покупателей.

Поддержать коллегу попыталась Елена Николаева, недавно назначенная на должность руководителя Компенсационного фонда, который должен аккумулировать основные отчисления застройщиков и выступать гарантом прав «дольщиков» в случае наступления банкротства застройщика. Свое эмоциональное выступление она начала с констатации факта: «Я не знаю, кто такие дольщики!»; и продолжила его в духе того, что государству виднее, как создавать подобные компенсационные фонды, дав понять, что мнение присутствующих ее мало интересует. На вопрос от вице-президентаCOALCO Михаила Викторова о том, будет ли для застройщиков дифференцироваться тариф, она ответила, всплеснув руками, что никакой дифференциации тарифов не предполагается. В ее выступлении прозвучала мысль о том, что все-таки размер отчислений застройщиков в компенсационный фонд со временем составит не менее 5%.

Единственные, кто проявил конструктивный подход в дискуссии, стали представители Всероссийского союза страховщиков, «Деловой России», «ОПОРЫ РОССИИ» и «ТПП», которые в своих выступлениях и подготовленных письменных комментариях предложили использовать уже наработанный опыт по выявлению недобросовестных застройщиков, накопленный страховыми и банковскими организациями для выполнения функций компенсационного фонда, дополнив законодательство о страховании ответственности застройщиков полномочиями по достройке объектов. Также ими были высказаны критические комментарии в части изменений закона о банкротстве и правового механизма функционирования Компенсационного Фонда. В течение обсуждения объективно стало ясно, что Фонд не сможет потянуть такой сложный и непростой рынок в силу неготовности представителей Минстроя и Фонда ответить на вопросы по существу предлагаемых изменений в законодательстве и их последствий для отрасли и государственного бюджета. Также остался открытым вопрос о системе аудита и дифференциации застройщиков: в высказываниях Минстроя прозвучало, что допуск к фонду получат буквально «все застройщики, соответствующие формальным требованиям 214 ФЗ», что по мнению экспертов приведет к злоупотреблениям и быстрому исчерпанию Фонда, что будет означать увеличение нагрузки на бюджет и добросовестных застройщиков. По информации, полученной газетой Ведомости из Минстроя России, Фонд будет только аккумулировать деньги, его штат будет состоять из нескольких человек, представительства в регионах не будет, а выплаты пострадавшим будут происходить только через два-три года после наступления банкротства застройщика. Фактически, из высказываний представителей ведомства сложилась картина введения в России нового квази-налога на застройщиков с монополизацией принятия решения по допуску девелоперов на рынок долевого строительства. Участники «нулевых чтений» отметили, что в отличии от страховых и банковских организаций, находящихся под тщательным контролем ЦБ РФ, Фонд будет лишен каких-либо ограничений на распоряжение средствами, полученными от застройщиков.

Практически все участники сошлись в том, что закон требует дальнейшего публичного обсуждения и доработки, разработки всех необходимых подзаконных актов, положений и тарифной политики, прежде чем будет внесен в Думу. Лидия Михеева отдельно отметила, что будет настаивать на отзыве положительного заключения общественного совета Минстроя и на возвращение закона на доработку в ведомство. Поможет ли это и работает ли в России демократия? Время покажет.