Путь Башкирии на сокращение госдолга – больше занимай у государства, чтобы расплатиться с банками

30.01.17

Специально для РИА «Регионы Online» профессор кафедры философии, социологии и политологии БГПУ им. М. Акмуллы Дмитрий Михайличенко рассказал о ситуации с госдолгом в Башкирии. В частности эксперт считает, что у республики есть возможность сократить госдолг, отрабатывая привычный механизм замещения рыночных заимствований более дешевыми в обслуживании бюджетными кредитами. Об этом в новом материале политолога Дмитрий Михайличенко.

 

Экономическое состояние большинства субъектов Российской Федерации вызывает тревогу. Сверхцентрализационная модель российского государства зачастую ущемляет интересы регионов, поэтому недавний «демарш» руководителя Татарстана Минниханова (из-за этих налоговых новаций бюджет Татарстана в 2017 году недосчитается 8 млрд рублей, что составляет порядка 4,5% от ожидаемых доходов – прим. ред.) считаю характерным. Лишь небольшое число регионов является дотационными, есть еще группа субъектов федерации – имеющих небольшие долги перед федеральным центром. Башкирия относится именно к ним. У этих регионов благодаря эффективной финансовой и экономической политике есть возможность уменьшить, а в перспективе и сократить государственный долг.


26 января Министерство финансов республики сообщило о том, что по итогам 2016 года государственный долг Республики Башкортостан сократился на 1 млрд. рублей с 24,6 до 23,6 млрд. рублей. В течение последних трех лет республиканский Минфин активно использует механизм замещения рыночных заимствований более дешевыми в обслуживании бюджетными кредитами, что позволяет экономить на расходах на обслуживание долга. К примеру, за два года республике удалось сэкономить порядка 800 млн рублей.

Государственный долг состоит, прежде всего, из государственных ценных бумаг (по ним республика должна 9,5 млрд. рублей), кредитов, полученных от кредитных организаций, включая иностранные банки (2,5 млрд. рублей), кредитов из федерального бюджета (11,3 млрд. рублей) и государственных гарантий (229 млн. рублей).


Самые большие проценты приходится платить по кредитам, полученным от кредитных организаций, поэтому министерство финансов стремится погасить их в первую очередь. Именно этим, а также относительно низким процентом, объясняется рост бюджетных кредитов. Если рассмотреть ситуацию в динамике, то видно, что за последний год удалось сократить долг по следующим видам обязательств: по государственным ценным бумагам (с 12,7 млрд. рублей до 9,6 млрд. рублей), по кредитам, полученным от кредитных организаций (с 3,2 млрд. рублей до 2,5 млрд. рублей) и, наконец, по государственным гарантиям (с 447,9 млн рублей до 229,4 млн рублей). В то же время мы увеличили долю бюджетных кредитов с 8,3 млрд рублей до 11,3 млрд рублей.

Проще говоря, республика все больше занимает у государства, где проценты меньше, чтобы быстрее расплатиться с кредитными организациями. Как показывает практика последних трех лет, этот механизм работает достаточно успешно, и стремительно выросший за время подготовки к проведению международных саммитов ШОС и БРИКС (лето 2015 года) государственный долг удается понемногу сокращать, возможно, не так быстро, как хотелось бы. Но сейчас это уже вопрос времени.

 

Дмитрий Михайличенко для ,

политолог, профессор кафедры философии, социологии и политологии БГПУ им. М. Акмуллы