18.01.17

Результаты анализа современного состояния международного терроризма и условий, в которых он развивается, позволяют сделать прогноз об определенной эскалации террористической и экстремистской деятельности.

Об этом свидетельствуют такие факты: значительное расширение географии осуществления террористических актов, рост из года в год их количества, совершенствование способов и методов их проведения. И, к большому сожалению, мы видим, что влиянию террористических и экстремистских организаций в большей степени подвержена молодежь. 

Цель террористов – не просто обострение и дестабилизация обстановки во имя решения каких-то локальных задач, а, в конечном счете, – захват власти, территориальный передел, насильственное изменение конституционного строя и государственного устройства. 

С большой уверенностью мы сегодня констатируем, что терроризм превратился и в весьма прибыльный бизнес глобального масштаба с развитым «рынком труда» и приложения капиталов, со своими правилами и моралью, не совместимыми ни с какими общечеловеческими и демократическими принципами и ценностями.

Основной угрозой для Российской Федерации в 2000-х годах являлась деятельность незаконных вооруженных формирований в СКФО.

Данные обстоятельства обусловили необходимость принятия в 2006 году адекватных террористической угрозе мер со стороны федерального центра и завершения работы по созданию общегосударственной системы противодействия терроризму. Подписан Указ Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 г. №116 «О мерах по противодействию терроризму». Приняты Федеральные законы «О противодействии терроризму» от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с вступлением в действие Федерального закона «О ратификации Конвенции Совета Европы «О предупреждении терроризма» и Федерального закона «О противодействии терроризму» от 27 июля 2006 года № 153-ФЗ. Внесены изменения и дополнения в Федеральный закон «О федеральной службе безопасности», Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы Российской Федерации.

Реализован значительный объем организационных мероприятий, образованы и функционируют Национальный антитеррористический комитет (НАК), Федеральный оперативный штаб (ФОШ), а в субъектах Российской Федерации – антитеррористические комиссии (АТК) и оперативные штабы (ОШ).

Как мы уже отметили выше, в субъектах Российской Федерации противодействием терроризму и экстремизму занимаются антитеррористические комиссии. В соответствии с рекомендациями Национального антитеррористического комитета координация работы по профилактике экстремизма и терроризма возложена в субъектах на различные органы государственной власти, отвечающие за идеологическое направление, которые  регулярно проводят различные мероприятия и профилактическую работу по предупреждению проявлений элементов экстремизма. 

Структуры пропагандируют лучшие традиции и обычаи народов России, общечеловеческие ценности, затрагивая вопросы воспитания молодежи в духе толерантности в межнациональных отношениях, уважения прав и интересов разных национальностей, проживающих в Российской Федерации. Соответствующими органами на постоянной основе ведется работа по способствованию снижению социальной и общественно-политической напряженности. 

В настоящее время практически во всех субъектах РФ выработаны единые подходы к духовно-нравственному и патриотическому воспитанию молодежи. Разработаны и функционируют региональные целевые программы. К сожалению, приходится отметить, что в ряде регионов подобные программы функционируют лишь номинально из-за отсутствия финансирования. 

Очень большое значение имеет информационное противодействие терроризму и экстремизму.  Практически все террористические и экстремистские организации имеют свои информационные ресурсы.В Дагестане, Ингушетии и Чеченской Республике утвержден «Комплексный план информационного противодействия терроризму». В рамках данного плана проводится огромная работа с молодёжью. 

Следует отметить, что многие негативные проявления в молодежной среде обусловлены высоким уровнем безработицы и низким качеством занятости среди молодежи. Это одна из наиболее тревожных тенденций состояния рынка труда республик СКФО.Такое положение способствует не только формированию в молодежной среде социальной апатии, но и становится благодатной почвой для преступности, распространения наркотиков и деятельности террористических эмиссаров, которые занимаются вербовкой. 

Какой же есть выход из сложившейся ситуации, связанной с обеспечением занятости молодежи?Совершенно очевидно, что в ближайшие годы мы не построим десятки новых предприятий и не создадим достаточное количество новых рабочих мест для трудоустройства всех молодых людей, занятых поиском работы. Также необходимо учитывать высокуюдотационность республик СКФО.

Следовательно, нужно искать такие формы работы с молодежью, которые наряду с социальной поддержкой, гарантированной государством, обеспечивали бы занятость молодых людей и снижение напряженности на рынке труда. Первое, на наш взгляд, что нужно сделать по аналогии многих трудоизбыточных регионов страны, – принять республиканские законы «О квотировании рабочих мест для трудоустройства молодежи».

Принятие такого закона дает возможность установить приоритетный порядок создания условий для трудоустройства молодежи, определения единых прав, обязанностей и меры ответственности субъектов правоотношений.Кроме того, в условиях рыночной экономики важным условием обеспечения занятости молодежи выступает задача всемерного приобщения молодых людей к работе в сфере малого и среднего бизнеса. Решить эту задачу возможно, во-первых, при дальнейшей финансовой поддержке развития в регионах малого и среднего бизнеса и, во-вторых, использования в полной мере возможностей «бизнес-инкубаторов», созданных для обучения и приобщения молодежи к предпринимательской  деятельности.
 

Руслан Хаутиев,

кандидат исторических наук, политолог, специалист в области национальной безопасности и международных отношений