16.01.17

Несмотря на трудности в социально-экономическом развитии, Казахстан в ушедшем году сохранил внутриполитическую стабильность и продемонстрировал традиционную активность на международной арене.


Событием номер один во внутриполитической жизни страны стали выборы 20 марта 2016 г. депутатов Мажилиса – нижней палаты парламента РК. Седьмые в истории независимого Казахстана парламентские выборы в пятый раз проведены во внеочередном порядке. Мажилис РК 5-го созыва (2012-2016 гг.), как и два предшествующих состава (2004-2007 и 2007-2012 гг.), не завершил свои полномочия в конституционно определённый срок. Центризбирком Казахстана отчитался о рекордной (77,1%), как и в случае с президентскими выборами апреля 2015 г., явке избирателей. Большинство ожидаемо получила партия власти.

Президент Нурсултан Назарбаев ещё до выборов неоднократно заявлял о возможности перераспределения конституционных полномочий между законодательной и исполнительной властью, а также институтом главы государства, в том числе в пользу расширения компетенции парламента. О такой возможности Елбасы напомнил снова во время брифинга на избирательном участке после голосования. Однако пока обещания конституционной реформы так и остаются планами.

6 сентября 2016 г. объявлено об отставке Карима Масимова, возглавлявшего правительство в течение 2,5 лет (2014-2016 гг.). 13 сентября 2016 г. сформирован новый кабинет министров во главе с бывшим вице-премьером Бакытжаном Сагинтаевым. По мнению местных экспертов, отставка правительства К. Масимова вряд ли была вызвана упущениями в работе кабинета. О своей лояльности к министрам глава государства Нурсултан Назарбаев заявлял неоднократно. Рокировки в исполнительной власти были, скорее, продиктованы иными соображениями президента, возможно, связанными с его ожиданиями более эффективной работы некоторых фигур на иных постах.

Так, экс-премьер К. Масимов назначен руководителем Комитета национальной безопасности РК. В новой должности известный политик призван будет повысить эффективность работы спецслужб. Новый же премьер, 53-летний Б. Сагинтаев обладает широким управленческим и хозяйственным опытом на республиканском и региональном уровнях (прежде владелец крупного бизнеса, аким Павлодарской области, министр экономического развития), что сыграет положительную роль в условиях непростой экономической ситуации в стране.

Неожиданным стало перемещение Дариги Назарбаевой с поста вице-премьера в Сенат Парламента РК 13 сентября 2016 г. Хотя в большинстве случаев сенатское кресло рассматривается в качестве выхода на политическую пенсию, вряд ли это ситуация Д. Назарбаевой. Местные эксперты сразу выдвинули предположение о том, что в перспективе Дарига может занять пост спикера Сената. С 2013 г. Сенат возглавляет экс-глава МИД РК Касым-Жомарт Токаев (что существенно выше средних в республике сроков пребывания в подобных должностях). Спикер, согласно конституционному порядку, в случае невозможности исполнения своих обязанностей главой государства, временно занимает пост президента и поэтому формально считается вторым по статусу человеком в стране.

Проверкой на прочность для действующей власти оказались события 2016 г. в социальной сфере и в области безопасности. В конце апреля – начале мая 2016 г. в нескольких городах Казахстана прошли массовые акции протеста против новой земельной реформы (предполагающей расширение прав аренды иностранных лиц). Первая уличная акция состоялась в Атырау 24 апреля 2016 г. По официальным оценкам, в мероприятии приняли участие 400 человек, по неофициальным – до 7 тыс. В дальнейшем в период с 27 апреля по 4 мая 2016 г. несанкционированные митинги прошли в Актобе, Семее, Жанаозене, Уральске. Одиночные пикеты имели место в Астане и Уральске. По оценкам казахстанских политологов, к организации выступлений могли быть причастны конкурирующие внутриполитические группировки, в частности из западных регионов республики, которые, как отмечается, не случайно стали одним из очагов недовольства.

Тем не менее, во время указанных событий власти стремились не допустить радикализации протеста, лишь за редким исключением прибегая к силовому разгону демонстрантов. С примирительными заявлениями выступил президент Н. Назарбаев. 5 мая 2016 г. глава государства объявил о моратории на проведение реформы до 31 декабря.

Вслед за земельными митингами в июне и июле 2016 г. в Актобе и Алма-Ате прогремели террористические атаки с жертвами среди гражданского населения. Актюбинская вылазка террористов 5 июня стала первым подобным событием, произошедшим в РК после серии терактов 2011-2012 гг. Среди факторов, повлиявших на ситуацию, в экспертном сообществе называют ослабленную бдительность как со стороны рядового населения, так и правоохранителей и спецслужб. В последнее время государственная информпропаганда была ориентирована на формирование образа республики как «островка стабильности», что создало опасную иллюзию полной защищённости казахстанского общества.

Значительно спокойнее прошла вторая половина 2016 года. Снизилась прежняя социальная напряжённость, наметилась экономическая стабилизация на фоне устойчивого положения тенге и некоторого повышения цен на нефть. В январе 2017 г. глава Нацбанка РК Д. Акишев даже заявил о «постепенном восстановлении экономики», сославшись на рост промпроизводства на 0,5% за 11 месяцев 2016 г. Также, по его словам, регулятор не прибегает к валютным интервенциям на внутреннем рынке на протяжении четырёх последних месяцев 2016 г., что позволило нарастить золотовалютные резервы республики до 29,8 млрд дол. (рост за год – 1,9 млрд дол.).

В октябре 2005 г. укрепил оптимистический настрой общества запуск Кашаганского месторождения, с которым Астана связывает будущее своей энергетики. Коммерческая эксплуатация каспийского шельфового промысла откладывалась с 2005 г. И хотя сегодня многие экономисты выражают скепсис по поводу хозяйственной выгоды столь дорогостоящей и технически сложной добычи в условиях низкого мирового рынка, политический эффект от старта проекта очевиден.

На международной арене Казахстан был верен прежнему курсу: многовекторность и ориентация на евразийскую интеграцию. Регулярные политические контакты с российским руководством сопровождались развитием рабочих отношений с другими международными партнёрами (США, Европейский Союз, Китай, Ближний Восток, АТР). Дипломатическим достижением казахстанской стороны и лично президента РК можно признать посредничество в урегулировании российско-турецких разногласий. В этой связи не случайно, что сегодня Астана стала новой площадкой для переговоров по сирийскому урегулированию. Также в 2016 г. Казахстан выдвинул ряд глобальных миротворческих инициатив, таких как манифест «Мир. XXI век», предложенный Назарбаевым в рамках Саммита по ядерной безопасности в США.

В целом, в 2016 г. объективные экономические трудности осложнили социальную ситуацию в стране, но, несмотря на это, руководству республики удалось сохранить внутриполитическую стабильность. Традиционные для Казахстана вопросы о преобразованиях в экономике и политических реформах в очередной раз переносятся – теперь на 2017 год.

©