Правительство до сих пор не определилось с мерами поддержки бизнеса в условиях ВТО. Об этом заявил замминистра экономического развития Андрей Клепач. Представители бизнеса и эксперты готовят собственные предложения, и утверждают, что основная задача власти – сделать экономику эффективнее.

В декабре 2011 года Россия вступила в ВТО, и до 23 июня текущего года должна стать полноценным членом этой организации. В начале февраля премьер-министр Владимир Путин поручил Минэкономразвития провести переговоры с представителями различных отраслей экономики и понять, «где возможны какие-то риски».

По словам замминистра экономического развития, переговоры еще не завершены. «Есть много инструментов, которые нам придется корректировать, – там, где у нас прописана поддержка отечественных производителей. Потому что в эксклюзивных формах это решать в рамках ВТО будет невозможно. Поэтому надо находить другие решения», – заявил Андрей Клепач.

Самыми проблемными отраслями замминистра назвал авиапром, сельское хозяйство и сельхозмашиностроение. Есть у него вопросы и к автомобильной промышленности.

В отношении сельского хозяйства у замминистра есть вопросы по уточнению механизмов и объемов субсидирования, «о продлении ставки нулевого налога на прибыль для сельхозпроизводителей, уточнению механизма возвращения НДС». По авиационной промышленности идет обсуждение поддержки лизинга отечественной авиатехники и финансового пакета, который был бы конкурентоспособным при экспорте.

В автомобильной промышленности, по словам замминистра, необходимо рассмотрение вопросов, связанных с введением так называемого утилизационного сбора. Однако согласованных решений пока нет, «все это в работе», – отметил Клепач.

Глава информбюро по присоединению России к ВТО, профессор НИУ ВШЭ Алексей Портанский пояснил, что правительство сейчас накапливает идеи экспертов, чтобы затем разработать такие меры, «которые помогут сгладить риски в отдельных секторах экономики». Профессор объяснил, что существует множество подобных мер. Среди них: предоставление субсидий, механизм госзаказа и маневры по тарифам. Портанский считает, что выбирать конкретные меры стоит в зависимоcти от определенной ситуации и вида товара.

Первый зампред Союза машиностроителей России Владимир Гутенев уверен, что поручение правительства выполняется формально. «Кажется, существует некое желание на уровне исполнителей Минэкономразвития выполнить поручение премьера максимально быстро, но не максимально эффективно, хотя вопрос чрезвычайно сложный и важный для нашей экономики», – считает он. Сейчас организация готовит конкретные предложения по каждой отрасли машиностроения, которые собираются представить непосредственно Эльвире Набиуллиной. Эти меры «помогут не просто снизить риски для вхождения в ВТО для высокотехнологичных предприятий, но и сформируют механизмы нетарифного регулирования (а это один из основных элементов воздействия на рынок с целью сохранения как минимум нашей доли)», – говорит Гутенев.

В пресс-службе Объединенной авиастроительной корпорации подтвердили, что участвуют в обсуждении способов защиты авиапрома в условиях ВТО. «Несколько вариантов наших предложений по сохранению мер господдержки после вступления России в ВТО были представлены и в данный момент находятся на рассмотрении», – пояснил представитель компании. Он также уверен, что «в среднесрочной перспективе новая продукция ОАК сможет самостоятельно успешно конкурировать за долю на мировом рынке».

Вопросы помощи сельскому хозяйству сейчас рассматриваются в РСПП. Член правления РСПП и глава группы «Талина» Виктор Бирюков обещал, что в ближайшее время все предложения РСПП будут переданы правительству. «Не нужно считать, что условия нашего вхождения в ВТО раз и навсегда детерминированы. Нет, они могут меняться, хотя этот процесс согласно правилам ВТО не так уж прост, так как усиление позиций по одним отраслям обычно предполагает уступки по другим», – заявил он.

Государство должно научиться правильно помогать бизнесу, считает Бирюков. Сейчас даже эффективные сельхозпроизводители опасаются снижения имеющейся господдержки, в то время как поддержка компаний в Евросоюзе в 20 раз больше. «Поэтому если раньше мы во многом учились у зарубежных аграриев технологиям и селекционному делу, то теперь пора осваивать тонкости конверсии запрещенных правилами ВТО мер поддержки сельского хозяйства, напрямую влияющих на ценообразование, в разрешенные меры поддержки», – говорит он. Опытные участники ВТО уже хорошо умеют это делать, и «мы также овладеваем этой премудростью», – считает Бирюков.

Профессор Российской экономической школы Наталья Волчкова считает, что поддержка экономики – это не поддержка отдельных предприятий отрасли, а структурная политика. Одна из целей российской экономики при вступлении в ВТО – повысить эффективность компаний, считает эксперт. «Если при этом предприятия будут удерживаться на плаву с помощью субсидий, это неверный подход», – уверена Волчкова.

Татьяна Ганьжина