2.12.16
Сегодня Всемирный русский народный собор проводит фестиваль, где представят этноспорт. Раздражение по поводу такой идеи выразил экспрет РИА «Регионы Online» автор теории этноспорта, культуролог Алексей Кыласов:
Понятно, что не сам патриарх инициировал и проводит этот фестиваль – изначально, массовое празднество, которое устраивали по любому поводу античные римляне и называли festivus. Особо неуместным оно представляется в дни Рождественского поста, в нарушение христианской традиции. Мало того, предстоящее действо идёт и в разрез с русской празднично-игровой традицией – после Покрова до Николы зимнего никаких гуляний не проводилось, и в этом была полная гармония народных праздников с традициями православной аскезы.
Ещё большее раздражение вызывает сочетание цели мероприятия и его программы: «Фестиваль организован с целью возрождения, сохранения и популяризации традиционных национальных игр. В рамках данного мероприятия запланировано проведение турнира по воркауту, показательные выступления и мастер-классы от ведущих московских атлетов. На двух интерактивных зонах «Народные гуляния» и «Спортивные забавы» будут расположены различные спортивные и развлекательные площадки такие как: городошный спорт, гиревой спорт, перетягивание каната, самбо, площадка энтоспорта, славянская ярмарка».
Алексей Кыласов: «Раздражение вызывает сочетание цели мероприятия и его программы»
Русская кодификация возможна и вполне уместна в разных сферах деятельности, и мы уже привыкли к изначально западным формам, которые благодаря усилиям русских авторов обрели специфические национальные черты – русский балет, русская опера, русская литература, русская живопись и др. Однако выдавать за традиционно русские забавы гиревой спорт, перетягивание каната, хоккей с мячом, самбо и воркаут – это уж слишком! – и вот почему:
- гиревой спорт известен со времен античных агонов, он имеет общеевропейское распространение и его происхождение не связано ни с одной из этнокультурных традиций;
- перетягивание каната практически не встречается во всём огромном массиве источниковой базы русских игр, лишь несколько раз упоминается в отдельных регионах Поморья;
- хоккей с мячом не имеет ни малейшего отношения к распространённому в России клюшкованию, он появился благодаря вольнонаёмным английским инженерам в Петербурге, применившим правила английского футбола – 11 игроков на застывшем льду, размером с футбольное поле;
- самбо представляет собой синтез различных видов традиционной борьбы народов СССР на основе японской борьбы и в лучшем случае, её следует считать советской по происхождению, поскольку эта борьба была разработана для обучения сотрудников НКВД;
- воркаут вообще появился недавно и само название указывает на его англосаксонское происхождение.
Риторика заместителя главы Всемирного русского народного собора Олега Костина о главной цели мероприятия звучит феерично
В этом контексте риторика заместителя главы Всемирного русского народного собора Олега Костина о главной цели мероприятия звучит феерично и вполне по-фестивальному:
«Мы уверены, что в нашей стране после проведения такого фестиваля многие откроют для себя мир спорта и русских спортивных традиций совершенно по-новому. Для нас важно подчеркнуть, что Россия является не только великой олимпийской спортивной державой, но и родоначальницей собственных историко-культурных спортивных традиций, которые опираются на богатейший пласт русской народной культуры».
С нетрадиционным подходом к организации юбилея спортсменами, воспитанными на англосаксонском спорте, всё предельно ясно, но возникает вопрос – а видел ли сам Патриарх Московский и Всея Руси программу гуляний в его честь? Так и хочется его спросить в духе Ильфа и Петрова с заменой «партийности» на «спортивность»: «Так, может быть, вы, святой отец, спортивный?»
Алексей Кыласов,
культуролог, автор теории этноспорта,
президент Федерации исконных забав и этноспорта России,
президент Всемирного общества этноспорта (EWS),
член Научного совета РАН по изучению и охране природного и культурного наследия