Концепция развития логистики России в целом и Свердловской области в частности требует полной реконструкции, – заявил накануне на конференции «Транспортная инфраструктура Среднего Урала – инновационный путь развития» вице-президент Свердловского областного союза промышленников и предпринимателей, депутат Законодательного Собрания и председатель Совета директоров Группы компаний «AVS Group» Валерий Савельев. По его словам, необходимо изменить вектор развития  логистики с поддержки торговли на поддержку промышленности. Кроме этого, крайне важно, чтобы развитие транспортной отрасли осуществлялось при взаимодействии федеральных властей и бизнеса.

В соответствии с Концепцией транспортно-логистической системы Свердловской области, разработанной Валерием Савельев совместно с Правительством Свердловской области до 2015 года с перспективой до 2030 года, транспортная сеть должна быть переориентирована с потребителя материальных благ на промышленные центры. Причем упор должен быть сделан не только на строительство транспортных магистралей и развязок, но и на строительство логистических центров для обработки негабаритных промышленных товаров.

Отметим, что Концепция была принята еще в 2008 году, однако до сих пор не реализована. По этой причине Россия уже проигрывает своим соседям по континенту в темпах продвижения отечественной инфраструктуры для транзитных перевозок, – отмечает В. Савельева. Так, в декабре прошлого года начал курсировать контейнерный поезд «Казахстан-Европа», перевозящий груз из Китая европейским потребителям. «В 2008 году при разработке Концепции эксперты обращали внимание Правительства Свердловской области на необходимость развития этого типа контейнерных перевозок. Однако время показало, что в этом направлении ничего предпринято не было», – заметил В. Савельев.

Основной причиной подобных проволочек бизнесмен считает отсутствие взаимодействия между властью и бизнесом, так как большинство инфраструктурных проектов реализуется частными компаниями на региональном уровне. Этот процесс носит стихийный характер, без учета общегосударственных задач.

Между тем, сегодня без координации процесса со стороны государственных органов ни о какой модернизации логистики говорить нельзя: ни один бизнес не сможет взять на себя роль управляющей компании в границах не то что Федерации, но даже области.

В связи с эти В. Савельев на конференции озвучил конкретные предложения по улучшению ситуации в транспортной сфере Свердловской области:

1. Предложить Правительству России разработать Концепцию транспортно-логистической системы Российской Федерации на период до 2030 года – с учетом перспектив развития промышленного и сельскохозяйственного производства и необходимости обеспечения оптимизации транспортировки и терминальной обработки грузов (в том числе транзитных) на всей территории страны и, особенно, в приграничных зонах.

2. Предложить Губернатору Свердловской области при разработке инвестиционной стратегии Свердловской области включить в число основных приоритетов транспортно-логистическую инфраструктуру и предусмотреть обязательства Свердловской области по ее развитию.

3. Предложить Правительству Свердловской области в рамках развития промышленной инфраструктуры области разработать согласованный с бизнес-сообществом план мероприятий по развитию транспортно-логистической сферы, включающий в себя вопросы разработки нормативно-правовой базы развития транспортно-логистической сферы, Положения о порядке и процедурах управления программой развития ТЛС, Положения об использовании государственно-частного партнерства в реализации программных мероприятий, а также механизма мониторинга реализации развития ТЛС.

4. Предложить Правительству Свердловской области создать единого государственного оператора развития логистической инфраструктуры, наделив его, в том числе, функциями информационно-аналитического центра.

5. Предложить Правительству Свердловской области совместно со Свердловским областным союзом промышленников и предпринимателей, Уральской торгово-промышленной палатой, другими заинтересованными объединениями предприятий и организаций провести актуализацию положений Концепции, для чего создать рабочую группу при Правительстве области, в которую будут входить представители транспортно-логистических компаний, отраслевых объединений, научных и проектных институтов. Причем именно Правительство Свердловской области должно являться модератором всего процесса реализации и актуализации Концепции, а не только бизнес-сообщество.

На сегодняшний день Концепция уже включена в областную целевую программу «Развитие транспортного комплекса Свердловской области» на 2011-2016 годы». В 2012 году на научно-исследовательские, опытно-конструкторские работы в рамках ее актуализации выделено 5 миллионов рублей из средств областного бюджета.

Эти предложения вошли в резолюцию, принятую по итогам работы конференции, и, как надеется Валерий Савельев, будут учтены в работе Правительства Свердловской области по развитию транспортной инфраструктуры региона.

Анастасия Мусина