В ОАО «Рособоронэкспорт» состоялось оче­ред­ное заседание секции «Экономическая и информационная безопасность» Научно-технического совета (НТС). Обсуждаемая тема – «Взаимодействие экономических и информационных аспектов в системе обеспечения безопасности ВТС».

В заседании приняли участие представители федеральных органов испол­нительной власти, ГК «Ростехнологии», руководители профильных подразделений оборонных предприятий, банковских и научно-образо­ва­тельных учреждений.

Предлагаем вашему вниманию материал начальника Департамента безопасности  ОАО «Рособоронэкспорт» В.И. Варламова и начальника информационно-аналитического отдела этого Департамента А.Е. Зюскевича.

В условиях нестабильности мировой экономики, растущей конкуренции среди разработчиков и производителей продукции военного назначения, а также устойчивой тенденции заказчиков к диверсификации источников приобретения вооружения и военной техники,  выявление и устранение экономических и информационных угроз в сфере ВТС Российской Федерации с иностранными государствами становится особенно актуальным.

Существенное негативное влияние на этот процесс оказывает рост случаев недобросовестной конкуренции. Именно поэтому необходимо обеспечить надежную защиту экономических и информационных интересов страны.

Обеспечение экономической и информационной безопасности включает в себя широкий спектр задач, функций и практических мероприятий, главными целями которых являются достижение необходимого уровня безопасности производственной деятельности ОАО “Рособоронэкспорт”, субъектов ВТС и предприятий ОПК страны, а также минимизация возможного ущерба от реальных и потенциальных угроз.

Производство вооружения в современных условиях является сложным и многоступенчатым процессом. В силу целого ряда экономических и политических факторов, важную роль в  системе оборонно-промышленного комплекса России сегодня играет межзаводская кооперация – тесные связи между отечественными производителями ПВН и оборонными предприятиями стран СНГ.

Зависимость отечественной оборонной промышленности от смежных поставщиков становится одной из наиболее серьёзных экономических проблем. Регулярные посещения заводов специалистами военной промышленности в рамках межзаводской кооперации являются распространенной практикой и неотъемлемой частью производственного процесса. Информация ограниченного распространения, циркулирующая на предприятиях ОПК, неизменно представляет огромный интерес, как для конкурентов, так и для потенциальных заказчиков.

Нестабильное финансово-экономическое состояние предприятий и организаций оборонно-промышленного комплекса создаёт предпосылки к утечке высококвалифицированных специалистов в этой области, что также влечёт за собой целый ряд серьёзнейших угроз экономического характера. По своей сущности процесс вымывания из отрасли интеллектуального человеческого капитала является, в первую очередь, аспектом экономической безопасности. Однако, принимая во внимание тот факт, что данная группа работников является “живым” носителем особо ценной информации, угрозы экономической безопасности автоматически перерастают в угрозы информационной безопасности.

Поводом для серьёзного беспокойства является уменьшение числа перспективных отечественных разработок в области вооружения и, как результат, постепенное техническое отставание России от ведущих стран производителей ВиВТ. Особенно наглядно это проявляется на этапе участия в тендерах на закупку вооружения, проводимых иностранными заказчиками.

Поэтому наметившаяся тенденция строительства современных оборонных предприятий пока в сфере создания систем ПВО и некоторых видов стрелкового вооружения внушает определенный оптимизм.

Вместе с тем, в целях подрыва деловой репутации и дискредитации деятельности Общества, продвигаемой им ПВН и ВТС России с иностранными государствами в целом, недобросовестными конкурентами используется тотальное информационное давление. Оно может включать в себя размещение недостоверной рекламы, публикацию заказных статей, подготовку радио- и телепередач, негативно оценивающих возможности отечественной ПВН в российских и зарубежных СМИ.

Активизацию информационной деятельности конкурентов на мировом оружейном рынке можно понять. Но чем объяснить увеличение количества материалов необоснованно критического содержания по тематике ВТС в российских СМИ? Как правило, авторами подобных заявлений являются известные журналисты или высокопоставленные представители военного ведомства. В качестве наглядного примера можно отметить недавние заявления военного руководства РФ относительно многочисленных недостатков нового российского вооружения и о непригодности использования в войсках многих традиционных образцов, включая танки, боевые машины пехоты, автоматы Калашникова,  автомобили УАЗ.

Подобные публичные заявления оказывают негативное влияние на экспортные перспективы в продвижении российского вооружения на зарубежные рынки. При этом технические аспекты ПВН, не отвечающие требованиям Министерства обороны РФ, вполне могут удовлетворить требования иностранных заказчиков. Что же касается претензий к российской ПВН, то они должны обсуждаться заинтересованными структурами в рабочем порядке,  желательно в закрытом режиме и вполне могут быть устранены российскими разработчиками и производителями.

Именно на это обратил внимание Министерства обороны вице-премьер, курирующий оборонную промышленность, Д.О. Рогозин.  

Одним из основных факторов, порождающих угрозу нанесения экономического ущерба системе ВТС с иностранными государствами, является недостаточный контроль за информацией ограниченного распространения и внешним информационным полем.

К угрозам информационного характера, имеющим непосредственное влияние на экономическую безопасность, следует отнести несанкционированные выступления работников Общества и субъектов ВТС на семинарах, симпозиумах, презентациях, пресс-конференциях, выставках. Они могут привести к подрыву деловой репутации и дискредитации деятельности Общества и продвигаемой им ПВН.

Серьезную опасность представляют нарушения порядка обращения с информационными ресурсами и информационными технологиями. Они служат предпосылками к хищению, потере, подмене или разрушению носителей, устройств обработки и хранения информации, составляющей государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну. Нельзя допускать и нарушения правил использования современных технических средств электронного документооборота, которые создают возможность утечки защищаемой информации по техническим каналам.

Известно, что сохранность информации является одним из важных аспектов экономической безопасности. Однако следует отметить, что сведение вопросов экономической безопасности только к защите конфиденциальной информации является неверным подходом, который не в состоянии решить многие возникающие в связи с этим проблемы.  Такое понимание сути экономической безопасности страдает чрезмерной “упрощённостью” и не учитывает всего спектра внешних и внутренних факторов как основного источника угроз для деятельности Общества, субъектов ВТС и предприятий ОПК.

Для учёта и реализации факторов взаимосвязи экономической и информационной безопасности важно определить основные направления производственной деятельности, где это взаимодействие проявляется наиболее полно.

Так на этапе выполнения предконтрактных мероприятий взаимосвязь экономической и информационной безопасности проявляется в процессе организации и проведения эксплуатационно-технических презентаций и показов ПВН, участии Общества в международных тендерах на поставку ВиВТ, в проведении международных выставок, а также в ходе организации и проведении переговоров с инозаказчиками.

Важное место в процессе продвижения ПВН на рынки зарубежных стран занимает рекламно-выставочная деятельность. Ежегодно ОАО “Рособоронэкспорт” участвует в проведении 20-25 выставок по всему миру. Во время их подготовки и проведения необходимо реализовывать комплекс мероприятий по обеспечению информационной и экономической безопасности. Это мониторинг внешней информационной среды с целью выявления печатных и иных материалов негативно-провокационного содержания в отношении деятельности Общества, предприятий ОПК, продвигаемой ПВН. При необходимости нужно во взаимодействии с пресс-службой Общества осуществлять комплекс мер, направленных на предупреждение, пресечение и опровержение публикаций негативного характера.

В последнее время иностранные заказчики всё чаще применяют практику тендерных закупок. Эта процедура позволяет покупателю более объективно увидеть реальные соотношения между техническими характеристиками и ценой конкретного образца вооружения.  

Наличие конкуренции и заинтересованность выиграть контракт диктует потенциальным экспортёрам необходимость применять в этих целях различную тактику, в том числе, противоречащую общепринятым нормам делового обычая. Конкуренты нередко продвигают в СМИ информацию дискредитирующего характера, что является прямой угрозой информационной безопасности.

Таким образом, основные угрозы безопасности на данном этапе исходят из внешней информационной среды. В качестве дополнительных мер по обеспечению безопасности здесь необходимо предусматривать мероприятия аналогичные подготовке к выставкам. При этом необходимо учитывать, что временные параметры процесса подготовки и участия ОАО “Рособоронэкспорт” в некоторых международных тендерах, как правило, превышают время, необходимое для подготовки и проведения выставочных мероприятий.

Одним из важных элементов в ходе осуществления внешнеторговых операций является переговорный процесс. Организация переговоров, обеспечение их эффективного протекания и достижения желаемых результатов требуют специальных усилий и согласованных действий представителей практически всех структурных подразделений ОАО “Рособоронэкспорт”. Особую роль здесь играют вопросы защиты информации.

На этапе исполнения контрактных обязательств большое внимание с точки зрения информационной и экономической безопасности следует уделить  финансово-экономическому состоянию головных предприятий ОПК, участвующих в исполнении контракта, срокам исполнения  сторонами принятых обязательств по контрактам и договорам с Обществом, качеству изготовляемых видов ПВН, а также вопросам защиты конфиденциальной информации.

Необходимо отметить, что проблемная ситуация даже по одному из этих направлений оказывает прямое либо косвенное негативное влияние и на другие составляющие. Спектр угроз экономической и иной безопасности предприятиям ОПК довольно широк и в полной мере отражает как конъюнктуру на мировом рынке ПВН, так и экономическую обстановку в стране.

Непростая ситуация, сложившаяся вокруг исполнения Государственного оборонного заказа на 2011 г., является ярким тому подтверждением. Изношенность основных фондов, рост цен на топливо, электроэнергию, металл и многие другие факторы вынудили оборонные предприятия повысить стоимость конечной продукции. По мнению Министерства обороны РФ цены на ПВН отечественного производства необоснованно завышены и приближаются к зарубежным аналогам. Это и стало причиной существенных разногласий по данному вопросу.

Именно поэтому эффективная защита экономических интересов Общества, других субъектов ВТС и предприятий ОПК возможна лишь при взаимодействии всех подразделений, участвующих в основных бизнес-процессах, с учётом экономических и информационных аспектов безопасности.

Характер и степень реальных угроз заставляют изменить традиционное восприятие экономической и информационной безопасности в качестве отдельных, самостоятельных элементов в общей системе обеспечения безопасности субъекта ВТС. Знание, учёт и практическое применение особенностей взаимосвязи между этими двумя составляющими помогут значительно повысить эффективность работы по обеспечению безопасности в целом.

Необходимо помнить, что обеспечение безопасности – это процесс, а не достигнутый результат. И чтобы идти в ногу со временем любые процессы требуют постоянного развития и совершенствования. В своей практической работе Департамент безопасности ОАО «Рособоронэкспорт» стремится следовать этому принципу.



Справочно:

 Научно-технический совет является коллегиальным со­вещательным и консультативным органом при ОАО «Рособоронэкспорт», действующим на постоянной основе.

НТС создан в целях улучшения взаимодействия и координации работы ОАО «Рособоронэкспорт», предприятий и организаций оборонно-промышленного комплекса, Министерства обороны и других федеральных орга­нов государственной власти Российской Федерации по стимулированию произ­водства и экспорта продукции военного назначения, внедрению эффективных форм и процедур принятия решений в области военно-технического сотрудниче­ства с иностранными государствами. В рамках деятельности НТС осуществляется, разработка предложений по совершенство­ванию законодательной и нормативной правовой базы, обеспечению экономиче­ской и информационной безопасности, уточнению технического облика предла­гаемых на экспорт образцов вооружения и военной техники, а также проведения технико – экономической экспертизы обращений инозаказчиков или российских организаций-производителей о финансировании разработки или поставки ПВН, оснащении учебных центров и полигонов за счет средств Пред­приятия или заемных средств, привлекаемых указанными организациями в кредитных учреждениях под поручительство ОАО «Рособоронэкспорт».

В состав НТС входят семь секций: авиационная техника, военно-морская техника, техника и вооружение сухопутных войск, средства ПВО и РЭБ, экономическая и информационная безопасность, информационные технологии, а также секция специальных заседаний.