Рабочая группа, занимающаяся разработкой проекта Общественного телевидения (ОТ), нашла источник финансирования общественного СМИ – обязать коммерческие телеканалы отчислять по 3% от рекламной выручки. Руководители крупных телевизионных каналов эту идею восприняли неодобрительно: трехпроцентный сбор выходит за рамки «цивилизованных рыночных отношений».

Напомним, общественное телевидение создается как независимое СМИ, поэтому оно не должно зависеть от финансирования частных лиц, государства или граждан. В связи с этим председатель Президентского совета по правам человека Михаил Федотов, возглавляющий рабочую группу, предложил нестандартное решение – обязать коммерческие телеканалы отчислять по 3% от своей рекламной выручки для финансирования ОТ.

«Телекомпания получает рекламные доходы, на общественном телеканале рекламы не будет. Следовательно, он не участвует в дележе рекламного пирога, и было бы справедливо, чтобы другие участники поделились», – пояснил М. Федотов. По его словам, рекламные доходы всех телеканалов за год составляют примерно 100 млрд руб. Трех процентов от этой суммы будет достаточно, чтобы профинансировать деятельность общественного ТВ почти на 100%.

М. Федотов допускает, что многие каналы не захотят платить сбор. Поэтому предлагается на законодательном уровне закрепить эту обязанность.

Однако гендиректор НТВ Владимир Кулистиков полагает, что такая схема финансирования «нанесет ущерб уже достигнутому уровню цивилизованных рыночных отношений в сфере рекламы».

«Мы только-только вытащили рекламу, что называется, за ушко да на солнышко, из серых схем, с каких-то там непонятных расчетов, – говорит В. Кулистиков. – Сейчас она легальная и прозрачная. А когда надо с кем-то делиться доходами, всегда возникает большой соблазн эти доходы прятать».

Член Общественной палаты, публицист и телеведущий Максим Шевченко высказался категорически против создания общественного телевидения на базе любого из существующих сейчас в России телеканалов. “Все существующие каналы российского телевидения хороши”, — считает Шевченко — “Зачем ломать уже действующий бизнес?”. “Каждый телеканал — это производства, в которые инвестированы десятки, а то и сотни миллионов долларов, в которых работают десятки тысяч людей”, — говорит он.

По его словам, у нас уже есть “Первый, Второй каналы и НТВ, которые смотрят 80% россиян”. “Чем не общественное телевидение?”, — цитирует журналиста издание rosbalt.ru.

Шевченко также высказал сомнение насчет целесообразности работы над созданием общественного телевидения, “без концептуального обсуждения” этой идеи. По его мнению, такое телевидение должно стать местом для “общественных дискуссий, а не наступательным оружием в руках одной из политических группировок”.

Известный телеведущий Владимир Познер сомневается в успехе создания в России общественного телевидения, которое не зависит ни от власти, ни от рекламы, однако принимает участие в разработке этого проекта, поскольку считает, что должен хотя бы попытаться повлиять на его судьбу.

“Я работаю в этой группе, мало веря в то, что будет то общественное телевидение, о котором я сказал, то есть независимое от власти и независимое от рекламы”, – отметил журналист. “Я не хочу сказать, что все это бессмысленно, иначе я бы этим не занимался. У меня есть просто вопрос – как? Но мы будем пытаться, потому что я бы не хотел оказаться в положении человека, которому сказали – ну ты-то хоть попробовал? А я скажу – да нет. Этого я не хотел бы”, – передают слова Познера РИА Новости.

Все предложения по созданию ОТ будут представлены президенту РФ до 1 марта.

Анастасия Мусина