09.06.16

Ожидается, что где-то через неделю, 17-18 июня  президент Владимир Путин даст официальный старт гонке по выборам депутатов Госдумы седьмого созыва, подписав соответствующий указ. Все, что было до этого – удачный праймериз «Единой России» и неудачная попытка провести аналогичное мероприятие демкоалицией, скандальные заявления ряда политиков, перебежки потенциальных кандидатов из одной партии в другую, попытки консолидироваться, первые атаки на вероятных конкурентов с целью «замочить» их уже на исходной позиции – остается позади. В последнюю декаду июня парламентские партии намерены провести съезды, на которых они окончательно утвердят списки кандидатов в депутаты. Те, кто намерен избираться по одномандатным округам, должны  будут трезво оценить свои силы и ресурсы – стоит ли их тратить а предвыборную кампанию. Впереди реальная борьба за кресла в высшем представительном органе страны.


17-18 июня президент Владимир Путин даст официальный старт гонке по выборам депутатов Госдумы седьмого созыва

Но действительно ли выборы в единый день голосования, 18 сентября, станут общенациональным событием, способным существенным образом повлиять на внутреннюю, да и на внешнюю политику страны? Такой эффект весьма сомнителен. Как показывают социологические опросы, интерес к выборам в обществе низок, по данным социологов сейчас в них намерено принять участие менее половины избирателей.  Реально же на избирательные участки 18 сентября придет еще меньше – традиционно люди в этот осенний день предпочтут голосованию сбор урожая на садовых и приусадебных участках или просто отдых на природе под шашлычок и водочку. И не стоит их обвинять  в  равнодушии к судьбам страны, в какой либо пассивности. Наших людей многие голы приучали к тому, что от их голосов на выборах практически ничего не зависит, так что ожидать от них какой-либо активности сейчас вряд ли стоит.

Не ждут от предстоящих выборов какого либо серьезного обновления Госдумы и политологи, наблюдающие за избирательной кампанией. По мнению многих, нынешняя кампания представляет собой имитацию движения вперед в развитии демократии и совершенствовании нашей политической системы. По большому счету она представляет собой бег на месте,  который, по определению незабвенного Владимира Высоцкого, хорош тем, что является общеукрепляющим и общепримиряющим. Предстоящие выборы лишь закрепит нынешний политический расклад в Госдуме, что, безусловно, предотвратит какое-либо реальное противостояние не только в этом представительном органе, но и в обществе. 

Как явствует из опубликованного на днях доклада Агентства политических и экономических коммуникаций (АПЭК), проведенное «Единой Россией» предварительное голосование привело к «перезагрузке» партии большинства и может позволить ей расширить свое представительство в парламенте. На выборах «ЕР» способна набрать 51-54 процента голосов, что даст ей порядка 120 мандатов, еще не менее 165 мест она может набрать по одномандатным округам. В сумме этого немного не хватает для получения конституционного большинства.  Однако сохранение большинства в парламенте тоже важно с точки зрения «поддержания баланса в партийной системе в целом» как для самой «Единой России», так и для руководства страны, считает гендиректор АПЭК Дмитрий Орлов.

Гендиректор АПЭК Дмитрий Орлов

По его мнению, новая для политической жизни России процедура качественно изменила партию.  

— В процессе выявились политические противоречия и конфликты элит. Но руководству партии и местным элитам удалось вывести из праймериз игроков, дискредитирующих процедуру. Какие-то конфликты были заморожены, другие успешно удалось решить, – поясняет эксперт. – Любые выборы в некотором смысле дестабилизируют политические объединения. На мой взгляд, «перетряска» ЕР завершилась удачно.

Впрочем, при всех плюсах предварительного голосования нельзя было не заметить, что административный ресурс по-прежнему является важнейшим игроком на выборах всех уровней, не сдают свои позиции и так называемые «денежные мешки», рвущиеся во власть ради дальнейшего обогащения. При этом в ходу остаются и «черные» избирательные технологии – покупка голосов,  подвоз заранее проинструктированных избирателей и так прочее. Все это в полной мере проявилось даже в ходе предварительного голосования, и это было вынуждено признать само руководство партии, аннулировавшее результаты праймериз в ряде регионов.

Важнейшей целью прошедшего праймериза было выявление общественных активистов

Важнейшей целью прошедшего праймериза было выявление общественных активистов, лидеров общественного мнения с тем, чтобы именно они стали основой обновления депутатского корпуса «единороссов» в Госдуме. В определенной мере этот опыт «ЕР» удался, в ходе предварительного голосования достаточно ярко заявил о себе целый ряд общественных активистов,  нестандартно мыслящих, знающих, ради чего они хотят избраться в Госдуму, а зачастую уже и реализующих собственные социальные проекты.

В Свердловской области совершенно неожиданно в лидерах праймериза оказалась известная в определенных кругах актриса «Уральских пельменей» Юлия Михалкова

Условия: праймериз был открытым, свои силы  как перспективного политика мог попробовать любой желающий – от домохозяйки и солдата срочной службы до действующих парламентариев. Оттого список участников праймериз получился весьма пестрым. В ряде регионов это привело к казусным результатам. Так, в Свердловской области совершенно неожиданно в лидерах праймериза оказалась известная в определенных кругах актриса «Уральских пельменей», личная помощница главы регионального отделения единороссов Виктора Шептия Юлия Михалкова, ранее не отличавшаяся политической активностью. Ряд же действующих общественных и политических активистов, не имеющих  влиятельных покровителей, оказался за бортом отбора кандидатов в депутаты. Если люди  вроде Михалковой каким-либо чудесным образом пройдут в Госдуму, то «Единая Россия» рискует стать целью новых насмешек и анекдотов.

Эксперты также прогнозируют, что на волне протестных настроений могут укрепить свои позиции в Госдуме КПРФ и ЛДПР, а вот вхождение в нее «Справедливой России» они ставят под сомнение. Причина в том, что эта четвертая парламентская партия в последнее время потеряла ряд своих видных и популярных членов, у нее низкая публичная активность.

Что же касается так называемых оппозиционных партий, таких как ПАРНАС, «Яблоко» и некоторых менее заметных, в том числе незарегистрированной партии Алексея Навального, то их перспективы войти в Госдуму еще более плачевны. Их попытки объединиться в некую демократическую коалицию скандально провались, и каких либо шансов преодолеть даже 3-процентный барьер у них практически нет. Каждая из них способна набрать лишь какие-то доли процента голосов избирателей. Не лучше перспективы и у других игроков на предвыборном поле – партий «Родина», «Патриоты России», «Гражданская платформа», Партия Роста и других. Используя растущую в обществе популярность национал-патриотических лозунгов, критикуя экономическую политику нынешнего слабого правительства они могут увеличить число сторонников, но не на столько, чтобы образовать свою фракцию в Думе.

ОНФ будет поддерживать тех своих активистов, которые пожелают пойти на выборы

Особо стоит сказать о роли Общероссийского народного фронта (ОНФ) в избирательной кампании. Официально фронт как самостоятельная политическая сила в выборах не участвует, однако, как отмечают его руководители, ОНФ будет поддерживать тех своих активистов, которые пожелают пойти на выборы. В чем будет выражаться эта поддержка, пока неясно, известно лишь, что финансировать своих кандидатов фронт не намерен. Возможно, речь идет лишь о какой-то информационной поддержке. Тем не менее есть надежда, что при содействии ОНФ в Госдуму смогут пройти единичные его активисты, действительно уже зарекомендовавшие себя как перспективные политики и общественники, доказавшие свою способность выдвигать и реализовать социально значимые проекты.

Однако в целом погоду в Госдуме седьмого созыва они не сделают. По всей видимости, как и на предыдущих выборах, подавляющее большинство кресел в ней займут уже действующие депутаты, а если и появятся новые лица, то это, как и прежде, в основном будут протеже региональных властей или «большие денежные мешки». Региональные власти вовсе не заинтересованы в том, чтобы в представительные органы вошли новые, незнакомые люди, к тому же  критически оценивающие то, что эти власти делают на местах. Они не хотят, чтобы в политику влилась новая, «свежая кровь», им привычнее работать с теми, кого власть сама протежировала в Госдуму и региональные заксобрания, кто, как говорится, пляшет под ее дудку. Ныне действующая избирательная система способствует этому.

И если какой-либо депутат той же Госдумы игнорирует запросы избирателей, не отвечает на них, не принимает никаких мер, если он годами не появляется в регионе, от которого избирался, то это только на руку местным властям. Им так спокойнее жить. Жить по принципу «что хочу – то и ворочу», как это было в Коми, на Сахалине, да и в ряде других регионов. Сейчас разгорается коррупционный скандал во Владивостоке. Надо полагать,  не последний.

Генеральный директор медиа-холдинга «Регионы России» Ольга Чернокоз

– Противостоять этому можно, но только в том случае, если установить общественный контроль за деятельностью депутатов Госдумы, – считает политолог, генеральный директор медиа-холдинга «Регионы России» Ольга Чернокоз. – Это необходимо сделать, поскольку от этого  представительного органа зависит, по каким законам мы живем, а в конечном счете благополучие государства и общества. Надо публично, принародно показывать, чем занимается тот или иной депутат, что конкретно он сделал для своих избирателей, для страны. Если его эффективность окажется нулевой, то ему не место  в парламенте.

Мнение политолога основано на многочисленных фактах почти полного отрыва действующих депутатов от регионов, от которых они избирались. Так, Свердловскую область в Госдуме представляют тринадцать депутатов, однако мало кто из жителей региона  способен вспомнить хоть кого-то из них. Надежд на то, что с выборами нового депутатского корпуса ситуация изменится к лучшему, крайне мало.

По закону о выборах депутатов Госдумы, решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 110 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Выборы пройдут 18 сентября, следовательно, последним днем для появления президентского указа о старте кампании является 19 июня. Если, как ожидают в партиях, президентский указ увидит свет в максимально поздние сроки, избирательная кампания-2016 будет фактически укорочена на 20 дней.

 

Анатолий Александров для