24/05/16

18-19 мая 2016 года в Москве в конгресс-центре Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова при поддержке Совета Федерации ФС РФ, Государственной Думы ФС РФ, Торгово-промышленной палаты РФ, Организации Договора о Коллективной Безопасности (ОДКБ), Общенационального союза некоммерческих организаций, информационной поддержке Международной Ассоциации блогеров состоялся Пятый Федеральный конгресс по электронной демократии. ​

Организатор Конгресса – Российское Агентство развития информационного общества «РАРИО» при участии Общественного совета информационного развития «Росинформразвитие».

На мероприятии обсуждались ключевые вопросы по реализации государственной политики в сфере развития информационного общества и электронной демократии. Участники Конгресса отметили, что в условиях сложившейся экономической ситуации, обусловленной, в том числе, низкими ценами на нефть, ограниченностью финансовых и иных ресурсов, требуются срочные меры, направленные на оптимизацию бюджетных расходов и значительное повышение эффективности осуществления государственных программ и проектов. Необходим переход от количественного подхода при использовании информационных технологий к качественному.

Инфраструктура информационного общества в России (при правильных подходах к ее использованию) позволяет существенно повысить KPI работы государственных структур, обеспечить мобилизацию усилий власти, бизнеса и общественности в решении актуальных задач, активизировать внутренний потенциал регионов и городов, оптимизировать расходы на такие сферы, как ЖКХ, здравоохранение, образование, социальная защита.


В рамках Конгресса состоялись обсуждения, нацеленные на выработку антикризисных мер на основе использования новых технологий, выявление и тиражирование лучших практик в сфере создания инструментов электронной демократии на федеральном, региональном и местном уровнях.


Председатель Организационного комитета Конгресса, президент Общенационального союза некоммерческих организаций, руководитель Российского Агентства развития информационного общества (РАРИО) Александр АЙГИСТОВ в своем пленарном докладе отметил, что в последние годы в России обсуждение вопросов развития электронной демократии происходит все реже и реже. Это совсем не значит, что тема ушла, сервисы электронной демократии достигли совершенства и не нуждаются в коррекции, а граждане тотально общаются с государством через интернет. Современная электронная демократия – это любая демократическая политическая система, а информационные технологии в ней обеспечивают выполнение важнейших демократических процессов – распространение информации, объединение интересов граждан, принятие решений путем совещания и голосования.

Тему поддержал член Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Государственной Думы ФС РФ Алексей КАЗАКОВ, который сообщил, что ему ранее приходилось присутствовать на мероприятиях Российского Агентства развития информационного общества и вместе с коллегами анализировать эффективность механизмов внедрения выборных и крауд-технологий в деятельность органов государственной власти, бизнеса и общественных структур.

Докладчик остановился на одной из важнейших опасностей развития электронной демократии – информационно-идеологических манипуляциях. Этому сейчас уделяется неадекватно мало внимания. Интернет может использоваться для дестабилизации политической и социальной обстановки внешними врагами внутри страны. Свобода слова – это хорошо, но нужно крайне аккуратно регулировать эту сферу. Нужно повысить ответственность всех причастных к электронным выборам и опросам населения. Средства массовой информации в данном контексте, обратил внимание депутат, являются глобальным центром влияния на устройство политического ландшафта электронной демократии.

 

Продолжая тему, депутат Государственной Думы ФС РФ Иринчей МАТХАНОВ также выразил некоторое сомнение: станет ли «электронная демократия» демократией будущего? С какими основными проблемами она столкнется на пути своего становления? Ведь мы уже сейчас хорошо понимаем, что интернет генерирует и уникальные возможности, и угрозы традиционным демократическим учреждениям и действиям, а бурное развитие ИКТ уже давно и явно влияет на современные властные отношения.

Электронная демократия – не просто очередной этап глобального развития демократических институтов и в то же время не просто техническое нововведение, позволяющее гражданам удобно общаться со своим правительством, а правительству – оперативно получать информацию о своих гражданах. Для того чтобы в действительности повысить лояльность граждан к власти, недостаточно просто публиковать на сайте информацию, некоторые бюджетные документы и планы региона и муниципалитета. Необходимы и механизмы прямого влияния граждан на принимаемые решения, особенно на региональном и местном уровнях. Опять же, просто влиять на принимаемые решение – это только часть электронной демократии, куда важнее дать гражданам возможность непосредственно участвовать в выполнении принимаемых решений.

Директор департамента электронного правительства Министерства связи и массовых коммуникаций РФ Владимир АВЕРБАХ рассказал о новых тенденциях электронной демократии, присутствующих в электронном правительстве.

​В соответствии майскими указами Президента РФ от 2012 года, основной целью электронного правительства является обеспечение к 2018 году показателя 70% граждан, использующих электронный механизм получения государственных услуг.

​У электронного правительства есть своя определенная структура, представленная государственными порталами, шинами обмена данных, системами, стандартами и пр. Для граждан основным элементом электронного правительства является Единый портал государственных и муниципальных услуг – gosuslugi.ru, на котором уже зарегистрировано более 26 миллионов человек, причем каждый месяц регистрируется примерно 1 миллион.

Заместитель руководителя Департамента информационных технологий города Москвы Александр ГОРБАТЬКО рассказал об успешных проектах Правительства Москвы в сфере развития информационного общества и электронной демократии.

Для разных категорий граждан нужны разные сервисы, поэтому каждая государственная услуга в Москве имеет от 3 до 10 информационных систем. Услуги распределены по направлениям и по популярности. Каждый гражданин может получить услугу через МФЦ, портал госуслуг, мобильные приложения и пр. Это все составляет единую систему оказания государственных услуг столицы.

Заместитель губернатора Ярославской области Эдуард ЛЫСЕНКО констатировал, что интернет сегодня работает больше на дискредитацию властных решений, чем на конструктивное обсуждение. Негативизм, присущий непрофессиональным разрозненным интернет-сообществам, отбивает у граждан интерес к политике, к участию в выработке общих решений. Необходимо создавать квалифицированные организованные сообщества в сети Интернет, которые станут конструктивными посредниками между разрозненными сообществами «интернетчиков» и властью, которые смогут обратить критику в выработку содержательных идей и предложений.

Граждан условно можно разделить на три типа: советские (люди старой закалки), их дети, а также поколение без четкой гражданской позиции, которое живёт в совершенно другом виртуальном мире. Чтобы обеспечить преемственность, необходимо интегрировать идеологию представителей старшего поколения в существующие интернет-сообщества.

С этой целью в Ярославской области был инициирован губернаторский проект по ликвидации цифрового неравенства, в рамках которого силами волонтеров навыкам использования ИКТ было обучено более 30 тысяч пожилых людей. В основе такой подготовки – методики медиаобразования, формирование навыков общения на основе невербальных форм коммуникаций с помощью технических средств.

Президент Фонда «ФОСТАС» Евгений ЗИНДЕР обратил внимание на то, что 20 и более лет назад в мире зафиксировано: государственные административные органы не справляются с решением всё более сложных задач. Это заставляет многие правительства все больше функций возвращать гражданам вместе с необходимыми механизмами и ресурсами, вплоть до законодательных инициатив и принятия законов. У нас же в этом направлении нет заметного сдвига. Вместо возврата прав часто наблюдается отказ государственных органов от их ответственности за решение задач. В общественной инициативе «Живые города» эта ситуация характеризуется так: роль государства как заботливого родителя уходит на второй план.

Тему электронного правительства продолжил руководитель Центра компетенций по электронному правительству Владимир ДРОЖЖИНОВ, который подчеркнул, что недостаточно только увеличивать бюджет на ИТ – необходимо создавать новую архитектуру управления и проводить интеграцию во всех направлениях деятельности органов власти. Необходимо интегрировать информационные системы на всех уровнях, начиная с граждан и заканчивая органами государственной власти. Также нужно развивать «гособлако», максимально интегрировать его в деятельность ведомств и предприятий.

Стремительное развитие интернета вещей также задает свой тренд, в том числе и в госуправлении. Уже стало ясно, что трансформация затронет все сферы нашей жизни, начиная от холодильника в нашей квартире и заканчивая электронным правительством.

Председатель Комитета ТПП РФ по содействию модернизации и технологическому развитию экономики России Екатерина ПОПОВА в своем выступлении остановилась на необходимости общественного контроля за деятельностью финансового блока Правительства РФ и Центрального банка РФ. По ее мнению, все инструменты электронной демократии должны быть направлены именно на эту сферу.Докладчик привела количественные показатели, из которых ясно, что Россия находится на «задворках» мировой финансовой системы, а ее механизмы в нашей стране работают против граждан. Таргетирование инфляции, заявляемое Банком России в качестве главной цели денежно-кредитной политики, не может быть обеспечено без контроля за трансграничным движением капитала, амплитуда колебаний которого может в нынешних условиях достигать величин, сопоставимых с объемом валютных резервов. Под влиянием этих колебаний изменения обменного курса рубля, который отпущен ЦБ в «свободное плавание», могут оказаться достаточно значительными для подрыва макроэкономической стабильности. Аналогичным образом дестабилизирующий эффект может иметь и заявляемый Банком России переход к плавающей ставке рефинансирования.

​19 мая 2016 в рамках Конгресса состоялось Расширенное заседание Президиума Общенационального союза некоммерческих организаций, учредителями которого являются 192 организации из 70 субъектов РФ. Представители некоммерческого сектора и социального предпринимательства обсудили вопросы применения новейших сервисов информационного общества и электронной демократии в своей деятельности.​

Елизавета Волкова