17/05/16

16 мая на официальном канале Роскосмоса в YouТube было опубликовано видео первого пуска с космодрома Восточный в Амурской области с бортовых камер ракеты-носителя «Союз-2.1а». Запуск ракеты-носителя со спутниками с первого чисто российского гражданского космодрома можно считать историческим событием для нашей космонавтики. Однако получилось это не с первого раза. Первый запуск с Восточного был перенесен на сутки по техническим причинам, несмотря на присутствие на космодроме в знаменательный день президента России.

Первый пуск с Восточного. Видео с бортовых камер.

Первый пуск с Восточного. Видео с бортовых камер

27 апреля Владимир Путин прибыл в Благовещенск рано утром и сразу отправился на космодром, чтоб наблюдать запуск ракеты-носителя «Союз-2.1а». Однако пуск был отложен. Представители Роскосмоса заявили, что произошел «определенный сбой» и в ситуации «необходимо разобраться».

27 апреля Владимир Путин прибыл в Благовещенск рано утром, однако пуск был отложен

В этот же день на заседании госкомиссии глава государства подверг критике халатный подход к работе ракетной отрасли. «Если сбои связаны с разгильдяйством, с недостаточным контролем над важными процессами, я хочу понять, посмотреть, как идет разбор полетов в таких случаях. Конечно, нужно будет делать выводы», – заявил Владимир Путин.

На следующий день пуск ракеты-носителя все-таки состоялся

Он принял решение задержаться там до прояснения перспектив повторного запуска 28 апреля. В итоге на следующий день пуск ракеты-носителя все-таки состоялся. Владимир Путин поздравил «Роскосмос» и строителей космодрома Восточный. «Есть чем гордиться. Вчера техника немного перестаралась, в принципе можно было вчера пускать, но техника перестаралась и остановила пуск. Это нормальное явление», – подчеркнул глава государства.

Владимир Путин поздравил «Роскосмос» и строителей космодрома Восточный

В дальнейшем на космодроме планируется создать тренировочную базу для летчиков-испытателей, аналогичную учебно-тренировочному комплексу ЦПК имени Ю.А. Гагарина на Байконуре, где в настоящее время проводятся тренировки космонавтов перед полетами.

«Пока что это первый пуск ракеты-носителя с нового космодрома. В дальнейшем будет отрабатываться вся система на непилотируемых кораблях, прежде чем оттуда полетят корабли с людьми. Но в целом там планируется строительство городка для космонавтов, реабилитационного и подготовительного к полетам центров», – рассказал летчик-космонавт, бортинженер Международной космической станции Максим Сураев в интервью Interfax-Russia.ru.

Надо сказать, что в последнее время нашу космическую отрасль преследуют неудачи. Так, в мае 2014 года после запуска с космодрома «Байконур» упала ракета «Протон», которая должна была вывести на орбиту спутник связи стоимостью в 200 млн евро. Еще один «Протон» упал после пуска ровно через год – в мае 2015. С похожими неудачами столкнулся российский космодром «Плесецк». В апреле 2015 года упал экспериментальный космический аппарат. Некоторые аналитики утверждают, что с вводом в строй космодрома «Восточный» в космической отрасли России вряд ли что-то изменится.

Так, старший научный сотрудник Института Брукингса (Вашингтон, США) Сергей Алексашенко заявил в интервью «РБК», что ни сегодня, ни в ближайшем будущем космическая отрасль не будет тем мотором, который сможет изменить траекторию российской экономики. «Сможет ли Россия снова стать лидером в мировой «космической гонке»? Сомневаюсь. И с деньгами у российского государства дела обстоят неважно, и желанием возвращаться в мировое сообщество, для чего нужно пересмотреть свои внешнеполитические амбиции, особо никто не горит, и выделенные ресурсы тратятся неэффективно, уходя главным образом «на войну», – объяснил эксперт.

Директор по коммуникациям госкорпорации «Роскосмос» Игорь Буренков

Директор по коммуникациям госкорпорации «Роскосмос» Игорь Буренков подчеркнул, что для развития отрасли необходимо государственно-частное партнерство. Если взять в пример успех американской частной космонавтики, то его можно объяснить системной поддержкой со стороны государства. «В России идет реформа ракетно-космической отрасли, а это консолидация принадлежавших государству космических активов. Наша задача создать эффективный институт государственно-частного партнерства в этой сфере», – пояснил Игорь Буренков.

Глава компании «Даурия Аэроспейс» Сергей Иванов обратил внимание, что на Западе инициативу по освоению и использованию космоса все активнее захватывают частные компании, тогда как в России бизнес только начинает проникать в эту сферу.

Так, например, компания Space X, созданная миллиардером Илоном Маском для частного освоения космоса, не так давно сделала неожиданное заявление в Twitter: первый межпланетный космический корабль планируется отправить на Марс в 2018 году. Пока объявлено о том, что это будет грузовой звездолет, который отработает доставку груза на ближайшую к Земле планету. Если миссия пройдет успешно, планируется отсылка астронавтов для колонизации Марса. Планы Илона Маска не настолько фантастичны, как может показаться с первого взгляда. Именно Space X 8 апреля удалось осуществить первую успешную посадку ракеты на крошечную морскую платформу.

Сможет ли Россия снова стать лидером в мировой «космической гонке»?

Впрочем, многие эксперты сошлись во мнении, что первый старт с нового космодрома все-таки является важнейшим событием, причем не только для науки, но и для всей России. Так, главный редактор журнала «Новости космонавтики» Игорь Маринин в беседе с корреспондентом ТАСС заявил, что открытие Восточного в дальнейшем даст России полную независимость в вопросе выхода в космос.

Дарья Панкратова