17/05/16

Об исторической, экономической и географической взаимосвязи административно разрозненных Свердловской и Курганской областей я рассказывал в своей публикации  Связанные одной речкой. Исеть, как колыбель уральских городов…. Традиционное размещение производительных сил, когда Средний Урал, занимающийся металлургией и машиностроением, обеспечивался продовольствием с юго-востока, с низовьев Исети, из Уральской житницы – Зауралья, наложило глубокий отпечаток на хозяйственный уклад этого региона, который не исчез, а поддерживается наследниками славных трудовых традиций. Именно трудовые традиции и традиционный уклад уральского села открывает перед туристами Агро-индустриальный тур “Уральская житница: Далматово – Шадринск – Мальцево” (Турдесант. Первый агро-индустриальный тур “Уральская житница: Далматово, Шадринск, Мальцево” )

Тур был презентован и открыт по инициативе представителя туроператора по Уралу и директора Сети Агентств “Coral Travel” Светланой Силиной при поддержке регионального рекламно-информационного журнала “Мое Зауралье”, ТИЦ города Шадринска Курганской области и сельскохозяйственного предприятия ООО “Арго-Клевер” 15 мая 2016 года.

За один день путешественникам было предложено посетить два тематически и территориально связанных города – Далматово и Шадринск, а также два села – Мальцево и Канаши, которые находятся в Шадринском районе.

В 180 километрах от Екатеринбурга находится признанный центр Православия, Далматовский Свято-Успенский мужской монастырь, который является одним из трех каменных кремлей Сибири и Урала (Далматово-Верхотурье-Тобольск). Его возведение диктовалось особым военно-стратегическим положением монастыря, который своими крепостными стенами прикрывал с юга заводы Среднего Урала от неприятельских войск. Именно он выдержал трехлетнюю осаду войск Пугачева. Об этом памятнике истории федерального значения, расположенном на берегу Исети, я рассказывал в постах Один из древнейших монастырей Урала и Сибири возрождается… , Монастырские музеи… Далматовский монастырь и богоборчество.

Участники тура не только выслушали рассказ экскурсовода Алексея Рождественского и посетили три зала монастырского музея, но и прикоснулись к тайнам и духу этого места, заглянув в самые потаенные места, соприкасаясь с легендами и историческими гипотезами.

Прошлись по стене кремля…

Исследовали внутренность сторожевой башни…

Заглянули в подземный ход…

Проверили, как ведутся восстановительные работы…

Следующим пунктом туристического “десанта” стал Шадринск. Город был основан в 1662 году, как центр торговли производимого в окрестностях продовольствия. Знаменитые “Шадринский гусь”, “Шадринская водка”, “Шадринский пряник”, шадринские тушёнка и сгущенка памятны не одному поколению… А вторая по величине в уральском регионе ярмарка, по своим оборотам, стояла в одном ряду с Нижегородской и Ирбитской. В Шадринске остановка не такая продолжительная, как в Далматово – Шадринский краеведческий музей (о нем я рассказывал в посте Хранители истории: от Ефима Шадрина и Ивана Шадра до Алексея Кокорина.) знакомит со своей коллекцией монументальных произведений Ивана Шадра, родившегося в Шадринске, краткая обзорная экскурсия выдает много знакомых для жителей Екатеринбурга имен (купцы, один из братьев Ардашевых, двоюродный для Владимира Ульянова – Ульяновы в Екатеринбурге: исторические параллели… Часть первая. Остался жив! , Ульяновы в Екатеринбурге: исторические параллели… Как кровью брата окропили место расстрела царя..) и завершается на берегу реки Исети, которая в своей пойме здесь достигает 400 метров. Рассказ преподавателя Шадринского педагогического университета, историка-краеведа Василия Перунова воссоздает образные картины местной жизни разных эпох, а энциклопедичность экскурсовода позволяет получать ответы на самые каверзные вопросы туристов. Василий Перунов сопровождает группу от Шадринска до самого завершения экскурсионной программы тура в Шардинском районе.

Торговля хлебом, возвысившая Шадринск, основывалась на плодородии местной земли и трудолюбии сельчан. О том, как растили и растят хлеб рассказ продолжается в селе Мальцево. Именно из этого села родом, именно здесь трудился и завершил свой жизненный путь Дважды Герой Социалистического труда, Почетный гражданин России, полевод Терентий Семенович Мальцев. Об этом человеке в Курганской области ходят легенды, а местные полеводы используют не только его опыт, но и трепетное отношение к земле (Где хлеб, а где голова? Терентий Мальцев о воспитании., Терентий Мальцев о школе и трудовом воспитании. Почему умирает российская деревня?)

О Терентии Мальцеве и его учении с полным погружением в бытовые подробности рассказывает филиал Курганского областного краеведческого музея “Мемориальный дом-музей Т.С.Мальцева”, а также музей села Мальцево, раскрывающего старообрядческие корни и советские будни хлеборобов.

Фотографии с экспозициями музее я уже приводил в своих постах, поэтому ограничусь новыми…

Вид с крыши Дома Т.С.Мальцева на село…

Как это, быть у Терентия Семеновича и на печи не посидеть?

Запись в колхоз открыта!

В Мальцево сельскохозяйственные традиции по производству зерна продолжает ООО “Агро-Клевер” (Мальцево: как хранят и развивают традиции…). Именно на его полях и производственных площадках туристы смогли посмотреть посевную, почувствовать себя механизаторами на современной технике, а также заглянуть в “закрома Родины” – зернохранилище. Такого количества зерна, уверен, что никто из горожан не видел…

А вот и посевная 2016 года, в которой мы приняли участие…

Не мог не сфотографироваться на комбайне… Стоит, ждет своего часа…

Проверили готовность зерна к севу…

Техническая станция ООО “Агро-Клевер” и зернохранилище находятся в селе Канаши. Село славится не только трудом хлеборобов, но и традициями ковроткачества. В 1925 году здесь открывается Канашинская ковровая фабрика, просуществовавшая до конца XX века и остановившая свои станки с приходом “новых хозяев”. Фабрика не работает, но вот опыт ковроткачества еще жив. Местные умельцы продолжают радовать коврами ручной работы. О том как создаются ковры можно было не только услышать, то и поучаствовать в процессе их создания. Для желающих были предложены готовые изделия местных мастеров по довольно сходной цене…

Завершающим аккордом можно назвать мастер-класс по росписи пряников. Шадринские пряники по рецептуре не сродни Тульским, они продолжают кулинарные традиции Ярославля, о которых мало кто помнит и знает. Ярославские пряники никому неизвестны, а вот их “счастливый” родственник – Шадринский радовал гостей Шадринской и Ирбитской ярмарок, жителей всего Урала и Западной Сибири и сохранился до настоящего времени.

За один день, вниз по реке Исеть, удалось соприкоснуться с прошлым и настоящим нашего края. В одну реку нельзя войти дважды, как и не остановить время… Историю не нужно останавливать, ее нужно знать!

Часто туристические маршруты, проходящие по историческим местам, сталкиваются с реставрацией быта прошлых эпох. Ряженные музейные работники или местные жители “восстанавливают” прошлое, воспроизводя то, чего уже нет. В этом путешествии все настоящее – действующий монастырь, существующая река в центре Шадринска, самое настоящее сельхозпроизводство, механизаторы и бабушки-рукодельницы, которые не разукрашены кокошниками и не в хромовых сапогах на пашне… Все настоящее, как зерно, тепло которого передается рукам, как земля, готовая его принять, как уральский характер и широта души, которые встречаешь в каждом взгляде…

Вот они – скрепы уральской земли, вот на чем держится наша история!

В публикации использованы собственные фотографии, а также фото, предоставленные Даниилом Аникиным и главным редактором журнала “Мое Зауралье” Валерием Мурзиным.

© Александр Аникин