10.05.16

Качество жизни складывается из многих факторов, одно из самых главных, безопасность. Безопасность личности и как понятие более высокого порядка, общественная безопасность. Эти два понятия связаны очень плотно, поэтому и рассмотрим их вместе. В рамках доклада рассмотрим основную опасность, грозящую нашему обществу в ближайшее десятилетие. Попробуем проанализировать способы возможного противодействия обозначенной угрозе и выработать рекомендации по возможному предотвращению негативного сценария.

Начнём с того какая же основная опасность грозит нашему обществу и что её порождает. Безусловно, основная опасность на сегодня это дестабилизация государственной власти с нарушением её организующих и регулирующих функций и как конечное следствие раскол общества. Эти события, как правило, влекут за собой длительное братоубийственное кровопролитие. Таких примеров за последние годы мы видели множество (Ирак, Ливия, Сирия, Украина и другие страны). И у нас в стране мы можем видеть организованные и регулярные попытки, разрушения государственной власти и повергания страны в хаос.Никто из нынешних оппозиционеров не призывал к созиданию, никто не демонстрировал готовой программы позитивного развития страны, все призывали лишь к разрушению текущего государственного устройства. Спасает нас только благоразумие и долготерпение нашего народа и как ни странно, хорошая работа силовых органов, в буквальном смысле подарившая нам несколько последних лет мирной жизни. Учитывая, что глобальные причины происходящего сохраняются,кратко отметим их: прежде всего это капиталистическая модель современной экономики, со свойственными ей периодическими системными кризисами. Это наблюдаемое сегодня развитие такого кризиса. (1) И наконец, отсутствие у современных экономистов мирного способа выведения капиталистической экономики из упомянутого кризиса,а военный способ опробован за прошлый век многократно. (2) Учитывая сохранение сказанных причин, мы можем ожидать усиление в ближайшей перспективекомплексного деструктивного воздействия на наше общество с целью нарушения функций государственной власти, разрушения инфраструктуры страны и институтов гражданского общества. Такой способ разрушения государств на сегодня явно предпочтителен относительно традиционной военной агрессии, ибо существенно дешевле, сберегает собственные ресурсы агрессора и позволяет не опасаться ответных военных ударов по собственной территории. (3)

Что делать? Можно наблюдать принятие мер противодействия со стороны государства, подвергшегося подобной агрессии. Создание специального органа или целого аппарата. (4) И что же, можно на этом успокоиться? Наврятли. Можно утверждать – любаяформализованная структура может быть выведена из строя довольно успешно, ибо её потенциал, каким бы он ни был огромным, конечен.Да и противник накопил огромный опыт, например первая такая операция в новейшей истории была проведена против демократически избранного премьер-министра Ирана, национализировавшегонефтегазовую отрасль, МохамедаМосадыка в 1953 году. (5) Получается даже если руководство государственной структуры направленной на борьбу с социальными диверсиями окажется не подкупным, его не получиться запугать или уничтожить,противником легко может быть создано специальное подразделение по связыванию действий такой структуры отвлекающими, ложными манёврами. Всё сведётся к соревнованию ресурсов, и по закону капиталистического мира победить должен будет тот в кого будет вложено больше денег. И тут момент первый – соревноваться с вражеским печатным станком нам не с руки, по объективным причинам, следовательно, надо создавать стратегическое преимущество и тактический перевес над противником как говориться «не числом, а умением». И тут возникает второй момент – выше упомянутые положительные качества нашего народа. Как ни крути, а получается, что единственный действенный способ противодействия упомянутой внешней агрессии это вовлечение широких народных масс в дело обеспечения государственной, а значит собственной безопасности. Если даже не очень значимая часть активных граждан сплотиться вокруг государственного механизма, то побороть такое общество будет никому не под силу.Почему вокруг государственного механизма? Потому что государственный механизм является гарантом социальных благ, необходимых для поддержания жизнедеятельности общества,и он первичен по отношению к качеству жизни. При наличии государственного механизма можно разговаривать о качестве жизни, при его отсутствии придётся разговаривать уже о сохранении жизни.

Так в какой же форме можно рассчитывать организовать соответствующее взаимодействие государства и граждан? Ответ на этот вопрос довольно легко находиться в нашем прошлом, значимость народного ополчения при спасении Родины всегда была важнейшей. Что касается иррегулярных воинских формирований, то у нашего народа можно заметить генетическую склонность к участию в подобных образованиях, в которых есть воля и простор для реализации скрытого в мирной жизни воинского потенциала. Вспомним историю – партизаны ВОВ, отряды гражданской войны, волонтёры практически всех военных конфликтов в мире в дореволюционной России, народное ополчение и партизаны в Отечественной войне с Наполеоном. (6) Можно смотреть и далее в глубь веков и всегда мы увидим подтверждение данной мысли.

Традиционно организовывались народные дружины по довольно простым принципам – месту проживания, месту работы, в ячейки по увлечениям и профессиональным навыкам с целевым применениемпоследних. Важным принципом построения взаимоотношений была соборность, то есть, выражаясь современным языком, высшая форма демократии, сочетающая не только совместное принятие решений, но и чувство всеобщего братства и единения. А что такое братство, это чувство ответственности друг за друга. Причем стоит отметить, что любые попытки централизации власти и единоначалия в народных дружинах сводят всю эффективность такого подразделения на нет. Как пример можно привести Добровольные Народные Дружины СССР, никогда не игравшие значимой роли ни в чём,ГДРовскую военизированную организацию KdA«ФольксштурмХонекера» (фактически народное ополчение подчинённое непосредственно ЦК Социалистической единой партии Германии) не повлиявшее никак на сохранение страны, несмотря на численность 200 000 человек. Можно привести пример и из современности – сегодняшнее казачество, формализованное до нельзя, с погонами, формой, уставом, с чёткой вертикалью власти и управленческой структурой и с отсутствием каких-либо значимых полезных проявлений и инициатив, а, точнее, подавлением своей излишней формализованностью народной инициативы. А без этой народной инициативы и смекалки, патриотизма снизу и активной творческой созидательной работы на местах наше общество не справиться с грядущими вызовами. Уверен выход из нашего сегодняшнего кризиса будет как раз по обозначенному пути. Только самостоятельно, инициативой снизу, данный вариант будет начат, когда нас в стране останетсяполовина от сегодняшней численности. (7)Следовательно, логичным будет начинать работу по привлечению активной части граждан к исполнению обязанностей по сохранению и улучшению текущего положения в нашем государстве, сегодня, когда есть государственная вертикаль власти, вокруг которой можно сплотиться, когда доверие к лидеру страны высоко, когда все мы живы конце концов.

Для чего же могут пригодиться сегодня народные дружины описанного типа? Основной задачей народных дружин на сегодня можно считать поддержку конституционного строя нашей страны, поддержание общественного порядка, государственных и общественных институтов на территории страны, защита в случае угрозы инфраструктурных образований.  Понятно, что для таких задач сплочённые группы людей должны быть дееспособными, а для этого надо проводить занятия по необходимой, в том числе и военной подготовке личного состава, устанавливать контакты и выстраивать рабочие взаимоотношения с органами государственной власти и силовыми ведомствами. Дружинники могут самостоятельно охранять социально значимые объекты и общественный порядок по месту проживания, причем степень охраны будет зависеть от предварительной подготовки дружинников и может быть весьма значительной, так как мотивация сохранять законность и исправную инфраструктуру по месту жительства заранее велика. Также, дружинники будут полезны, оказывая помощь органам МВД и ВС в охране особо важных инфраструктурных объектов, смогут оказывать помощь (при заранее проведённой соответствующей подготовке – значительную помощь) представителям государственной власти и местного самоуправления. В случае крайней необходимости народные дружины могут преобразовываться в вооруженные формирования для обороны своих населённых пунктов как самостоятельно, так и взаимодействуя с силовыми органами, причём если вам кажется данный пункт пафосным рудиментом, подумайте, что у нас в стране есть Кавказ, есть граница с Украиной, вспомните события в поселке Сагра на конец. Таким образом, можно отметить, значительные силы общества будут мягко вовлечены в процессы обороны и укрепления страны, эту силу легко можно будет нарастить соответствующей подготовкой. Что важно данные преобразования при разумном подходе можно проводить весьма скромными финансовыми средствами и в дальнейшем для поддержания работоспособности механизма народных дружин затраты будут весьма скромны.

Уверен, затронутую тему создания народных дружин имеет смысл обсуждать широко и достаточно внимательно, стремиться реализовать в жизни, так как возможность агрессии оговоренного типа против нас сегодня велика и вероятность её будет увеличиваться по мере усугубления экономического и социального мирового кризиса.


  • (1) В.Ю. Катасонов – «Финансовый империализм как высшая и последняя стадия капитализма»
  • (2) В.И. Ленин – «Империализм как высшая стадия капитализма»
  • (3) В. Павлов – «Опыт войны в Сирии»
  • (4) Указ Президента РФ от 5 апреля 2016 года №157, “Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации”
  • (5) Р. Фалнго, Р. Коффер – «Всемирная история разведывательных служб: Т.2 Со времён холодной войны до наших дней»
  • (6) Е.В. Тарле – «Нашествие Наполеона на Россию»
  • (7) П. Ерлих, А. Ерлих, Д. Холдрен – «Эконаука: население, ресурсы, окружающая среда»