Опыт создания перспективной образовательной программы для инженерной элиты нового времени

 

 

 

Центр развития «Профессионально-производственного творчества» (теория и практика решения задач современного инжиниринга).

Сегодня все себе задают вопрос: где свежая экономическая парадигма, которая бы предложила выход для заблудшей мировой экономики в глобальном кризисе и российской экономике в том числе? Современная экономическая теория сегодня не изобрела новых парадигм, а старые, для нас уже совершенно утопичные, остаются для науки справедливыми… говорю об этом, исходя из собственного практического опыта.  Ведь как предприниматель, у которого сегодня есть миллион и бизнес-идея, в которую он ВЕРИТ, ты на порядок перспективнее того, у которого есть 100 миллионов и беззастенчивое желание превратить  их в миллиард. Модное  нынче в России направление «инновации» обретает свою нишу в развитии среднего и малого бизнеса. Если у нас до 2010 года 99,6% идей просто умирали, то сейчас; ситуация ощутимо требует обновления.  Причем инновации являются одним из самых, на мой взгляд  приоритетных  и по настоящему перспективных направлений для малого и среднего бизнеса в Свердловской области, да и по стране в целом. Однако никакой «эффективностью работы» кризис уже не преодолеть, время упущено, доверия предпринимательского населения  нет,  у населения растут ожидания не улучшения работы государственного аппараты, а смены власти и научных элит вообще.

Революции – происходят там, где долго накапливается напряженность – моральная и интеллектуальная. Эволюционное обновление- это наиболее естественное обновление и упорядоченное обновление системы через общественное осознание мирным и рациональной заменой ее отдельных устаревших элементов на новые или обновленные выращенные обществом (запрос снизу). Эволюция это естественный процесс взросления и развития общества,  самопроизвольный в рамках сложившихся условий. 

В промышленной Свердловской области сложилась многоуровневая система профессионального образования различных форм собственности, способная обеспечить экономику высококвалицированными кадрами. Но для того чтобы система профессионального образования могла учитывать меняющиеся требования к квалифицированным кадрам и от «догоняющего» характера обучения перейти к опережающему обучению, необходим новый соответствующий  механизм. В условиях перехода к инновационной экономике особое значение приобретает создание инструментария регулирования процессов подготовки кадров, обеспечивающих устойчивое социально-экономическое и научно- техническое развитие страны. Государственное задание на подготовку кадров должно стать основой для приведения в соответствие инновационно-образовательных кластеров, включающих в себя профильные региональные уровневые ресурсные центры, работу которых координирует Региональный ресурсный центр, осуществляются в текущих условиях бессистемно и некомплексно.

Чему свидетельствуют, получаемые в настоящее время отчетные, статистические и аналитические данные недостаточности для информационного обеспечения формирования государственного задания на подготовку и переподготовку высококвылифицированых кадров занимающихся профессиональным промышленным творчеством и интересующихся развитием своих потенциалов. В частности, органы государственной статистики не формируют показателей диффиренцированного учета работающих в разрезе профессий: инженерных- технических, конструкторских, изобретательских специальностей.

В месте с тем, демографический кризис и изменение социально-экономической ситуации привели к нехватке квалифицированных кадров в отдельных отраслях экономики Свердловской области. Одновременно с ростом числа студентов высших учебных заведений  наблюдается снижение престижа данных профессий, что приводит к образованию дисбаланса трудовых ресурсов на рынке труда. Отсутствие ясного государственного и муниципального заказов профессиональных сообществ работодателей на подготовку и переподготовку специалистов данного уровня, несформированные современные квалификационные требования работодателей по многим видам инженерно-технической деятельности не дают возможности привести качество подготовки выпускников в соответствие с их требованиями.

Существующие проблемы не могут быть решены без четко спланированной и сформулированной политики и технической культуры обществом.  Сегодня в области организации  подготовки инженерно-технических кадров в соответствии с потребностями  современной экономики предложения должны исходить из реально действующих социальных институтов, например « Центр развития промышленно-производственного творчества»(Екатеринбург) и СОИС «Федеральный институт сертификации и оценки интеллектуальнной собственности и бизнеса» – ( Москва).

Технологическая культура –  органическая часть общей культуры, которая стремится в своем содержании интегрировать достижения технических и гуманитарных наук, применять интеграционные принципы не только к изучению социального пространства, но и к активному его обустройству в соответствии  с целями развития социальных систем, смыслом человеческого существования. Характерным компонентом этой культуры служит инновационный тип мышления, вытекающий из сущности инновационного метода, каким является метод технологизации социального пространства. Он характеризуется конструктивностью мышления наряду с абстрактным освоением жизни. Акцент в мышлении, поведении и практическом действии  смещается в плоскость получения конечного социального результата относительно того, каким методом и средствами оптимизировать социальные действия, правильно использовать творческие возможности, имеющиеся потенциалы ( человечества, общества, социальной организации, личности и др.)

По прогнозам экспертов, ХХ1 век, должен стать гуманитарным и творческим. Т.к. механизм ее формирования открывают пути органического вхождения «гуманности» в естественно-научное пространство, в хозяйственную жизнь общества, управленческие структуры и обеспечивают взаимообогащение разных видов культуры. Важнейшим компонентом этого механизма является изменение стиля мышления, который постепенно становится концептуальным гуманитарным, стратегическим и конструктивным, технологическим, находящим пути и средства решения все усложняющихся социальных задач. Поэтому, поиск в том числе и путей решения глобальных проблем должен быть основан на аксиоме, утверждающей, что у Человечества, как целой и неделимой системы жизни, всегда есть потенциал, средства и ресурсы для решения вставших перед ним проблем. То есть новая парадигма «Современная теория идей» Б.Б. Леонтьев

Структура занятости населения Свердловской области: около 22 % -в обрабатывающем производстве; 19 % – заняты в оптовой и розничной торговле; 9% -работают в сфере образования. В совокупности это составляет 50% занятости населения. Особенностью рынка труда Свердловской области является то, что в настоящее время в структуре занятых около 70% занимает население, имеющее среднее профессиональное, начальное профессиональное, а также среднее полное (общее) образование, что объясняется спецификой экономики области- высока доля добывающих и обрабатывающих предприятий и 30% населения имеют высшее и несколько высших образований.

Сегодня модернизация региональной государственно- общественной и профессиональной системы  оценки качества образования в регионе на недостаточно высоком уровне.

В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Свердловской области до 2020 года в регионе должна быть сформирована новая структура, соответствующая мировым тенденциям развития экономики. Ведь к 2020 г. планируются изменения  в структуре валового внутреннего продукта области, а именно сокращение традиционного сектора за счет роста инфраструктурного и высокотехнологичных секторов.

Изменение структуры экономики приведет к изменению профессионально –квалифицированной структуры кадров, повышению требований работодателей к ее качеству, изменению занятости, появлению новых инженерно-технических профессий и специальностей.

Сегодня приоритет гуманизма в решении технологической проблемы освоения социального пространства, отношение к человеку как к высшей ценности на Земле – еще одно незыблемое методологическое правило технологизации. Соблюдение этого принципа предполагает переход от концепции жесткого, авторитарного управления к  принципиально иной системе, самоорганизации общества  в условиях его максимально возможной открытости.

Итак, в процессе разработки и внедрения социальных технологий разного типа и класса создается  интеллектуальная атмосфера « аура развития », в которой всем есть место для самореализации. КЛЮЧ- в переходе к информационному обществу, в создании программ личностного само- и взаимосовершенствования.

Если социальный процесс можно расщепить и изменить, если его можно описать, контролировать, а затем осуществлять на основе этого описания теоретических обобщений (например, теорию человеческих отношений), то в результате появляется  новый вид знаний – социальные изобретения.

Изучением и применением, которого мы  и занимаемся с 2002года на площадке  « Центра общественных связей Свердловской области», создали команду  из профессионалов- практиков сотрудничая с НП ПО «ФОРУМ ЭКСПЕРТОВ», а так же   привлекли специалистов  «Федерального института сертификации и оценки интеллектуальной собственности и бизнеса» (Москва) в лице д.э.н. профессора Борис Борисовича Леонтьева с его уникальной  работой «Современная теория идей».                   

В течение двух лет мы реализуем специально разработанный нами «кадровый сценарий» предполагающий подготовку людей, которые способны работать в условиях высокой «неопределенности», взаимодействия носителей разнопрофессиональных языков, а также огромной технологической гибкости и перестройки современного постфордистского производства.

Первый обучающий семинар и конференция «Учет, оценка и управление нематериальными активами» проходили с 17-20 мая 2010 года.

Второй семинар и конференция «Инновационная экономика как основа развития современного общества, создание инновационных точек роста в регионах», состоялся с 24-26 мая 2011.

В мае 2011 г. было выпущено  первое издание  научно-практических материалов из серии « Инновационное богатство Урала и России», сборник «Управление интеллектуальной собственностью на предприятии» (Леонтьев Б.Б., Мамаджанов Х..А), часть материалов безвозмездно передана в библиотеку УрФУ.

Следующий семинар и конференция  «Решение инновационных задач для высокотехнологичного бизнеса» состоится в 15-18мая  2012года.

Ведь в ближайшей перспективе в научной среде России еще в течение 10 лет будут утверждаться понятия, принципы, законы, а у профессионалов- практиков уже нет времени ждать. Поэтому, обмениваться знаниями и обучаться нужно в среде высшей инновационной элиты практиков, способных анализировать и прогнозировать процессы на ближайшее время. Для специалистов прошедших у нас обучение в  «Центре развития профессионально- производственного творчества», есть возможность получать дополнительную информацию и обмениваться опытом на сайте: www. urai-vebis.ru.              Судьбу каждого студента мы отслеживаем, даем приоритетное право в деятельности в экспертных сообществ в частности проведения экспертиз инновационных проектов, к работе отраслевых коллективных экспертных методик экспресс- оценки ОИС, доступ к участию в мониторинге, опросах и анкетировании, проводимых в интересах оценки стоимости ОИС на территории и их предприятии.

Опыт работы показал, насколько существенно влияет  личностный рост руководителей и специалистов, прошедших у нас обучение на развитие предприятий и территорий в целом;  главный бухгалтер ООО «Агенство Венчур- К» (Челябинск), заместитель генерального директора по финансам ООО «Форес», заместитель генерального директора по интеллектуальной собственности ООО «Форес», инженер ОАО «ОКБ «Новатор», инженер экономист  ОАО «ОКБ «Новатор», начальник бюро по интеллектуальной собственности ОАО «УЭХК» Новоуральск, начальник отдела ИС Богдановичское ОАО «Огнеупоры»,  сотрудник управления по научно-исследовательской работе ГОУ ВПО УрГЭГ, заместитель директора центра инновационного развития и управления рисками ГОУ ВПО ГЭУ,   директор ЗАО «Патентные услуги», (Магнитогорск), ученый секретарь Ильменский государственный заповедник  УрО РАН (Миасс), ученный секретарь Институт минералогии  УрО РАН (Миасс);  в 2011 году: проректор по инновационной деятельности  ГОУ ВПО «Урал-ГАХА», ведущий специалист метролог-патентовед  ИГД УрО РАН, старший научный сотрудник ИГД УрО РАН,  юристконсульт ЗАО «Контентум», инженер по стандартизации ФГУП « ГО «МАЯК», инженер по патентной и изобретательной работе ФГУП «ГО «МАЯК», зам.главного бухгалтера ФГУП «ГО «МАЯК», инженер –технолог ОАО «Ревдинский завод по обработке цветных металлов, начальник центра научной информации  и интеллектуальной собственности ОАО «ПО» Уральский оптико-механический завод», инженер 1кат БИПР ОАО «МТМК»,начальник бюро патентной политики «МТМК», зам.главного инженера КЭТЗ -филиал ОАО «Элтеза» ( Камышлов) , исполнительный директор ООО «Сплав-1», директор патентного центра «Бренд Урала».т.д.

      В конце 2010 года  по приглашению  ВИШ (Высшей инженерной школой) УрФУ наши специалисты приняли участие в обучении  группы специалистов по  экспериментальной  программе «Дизайн-мышление: теория и практика решение задач для современного инжириринга». Одну из главных  тем  « Реализация внедренческого потенциала» для специалистов, занимающихся изобретательской деятельностью, помогли раскрыть наши специалисты Л.Е. Волков и Е.А. Смольникова.  Стратегическую  тему «Решение инновационных задач для высокотехнологичного бизнеса», на базе «Современной теории идей» читал д.э.н. профессор Б.Б. Леонтьев.

    Сейчас в феврале месяце 2012 года, мы запускаем новый проект « Интеллект в работе с мировоззрением и миропониманием», Центра развития профессионально-производственного творчества», с которым можно будет ознакомится у нас на сайте www. ural- vebis.ru.

Темы будущих лекций по запросом специалистов (обратная связь):

–         расширить свой кругозор- тематический спектр осведомленности,

–         научиться поддерживать в процессе разнородной деятельности наилучший эмоционально-смысловой строй, алгоритмику  обработки информации в психике, при которой недостоверная информация не может стать основой для выработки  решений –тем более решений стратегических,

–         научиться входить в тендемный режим деятельности –прежде всего для преодоления разногласий с различными людьми по одним и тем же вопросам,

–         личностная культура чувств и технологизация, достаточно развития для того, чтобы войти в избранный вид деятельности,

–         восстановление, согласованность и взаимная поддержка  работы дискретного (абстрактно- логического за него отвечает левое полушарие головного мозга) и процессно- образного (за него отвечает правое полушарие головного мозга) мышление.

Наша миссия; новая технологическая культура.

Личностная познавательно- творческая культура во всех обществах в разных общественно –экономических формациях во все эпохи наиболее ярко проявлялась и  проявляется в сферах практической деятельности. Особенно актуально это сейчас в век  новой культуры  и гуманизма. Соответственно наилучшее применение интеллекта (разума) как раз и состоит в том, чтобы выявлять и разрешать проблемы, унаследованные от прошлого, а по отношению к будущему указывать такие пути, чтобы не оставлять неразрешимых проблем будущим поколениям.

 Еще раз приглашаем принять участие в нашем  обучающем семинаре 15-18 мая 2012года и конференции «Решение инновационных задач для высокотехнологичного бизнеса», программа конференции и семинара размещена на сайте www. ural-vedis.ru.

 

Руководитель проекта Ермакова Вера Васильевна.