31.03.16

О региональной политике, ориентированной на повышение инвестиционной привлекательности региона, эффективности кластерных механизмов в экономике рассказывает в интервью нашему журналу губернатор Архангельской области Игорь Орлов.

— Улучшение регионального инвестици­онного климата — один из приоритетов нашей деятельности сегодня. Успешное развитие и укрепление региональной экономики в значительной степени зависит от деловой активности, социальной ответственности и дальновидности бизнеса. Развитие малого и среднего предпринимательства — залог ми­нимизации негативных проявлений кризиса в экономике. Это и занятость людей, и новые рабочие места, и новые направления раз­вития.

Экономический рост невозможен без инвестиций в развитие, это гарантии конку­рентоспособности региональной экономики и уровня социальных благ населения. Во многом именно от инвестиционной воспри­имчивости региональной экономики зависит стратегическая конкурентоспособность Ар­хангельской области.


Сегодня мы сформировали платформу для качественной инвестиционной среды в регионе: утвердили инвестиционную стра­тегию, усилили институты поддержки инве­сторов, актуализировали инвестиционное законодательство. Вся наша работа сегодня подчинена одной цели — максимально рас­крыть и сделать доступными для инвестора все возможности Архангельской области.

 

КЛАСТЕРНАЯ ПОЛИТИКА


Одним из эффективных инструментов реализации инвестиционной политики в ре­гионе является кластерное развитие приори­тетных отраслей, тесная кооперация геогра­фически близких и работающих в смежных отраслях промышленных предприятий между собой, а также с научными и образовательны­ми организациями.

Действующие на территории региона кластеры, соответствуют специализации Архангельской области, позволяют сосредо­точить имеющиеся ресурсы на прорывных направлениях экономики региона. Специфика кластерного инструмента позволяет обеспе­чить тесную кооперацию внутри разнород­ного состава участников: крупный бизнес, представители малого и среднего предпри­нимательства, фундаментальная и прикладная наука, институты развития.

Пилотным проектом в этой сфере стал для региона судостроительный инновацион­ный территориальный кластер Архангельской области, сформированный в 2012 году. За 2014 и 2015 годы на реализацию программы развития судостроительного кластера по ли­нии Минэкономразвития России привлечено из федерального бюджета порядка 100 млн рублей. Они были направлены на развитие образовательной и инновационной инфра­структуры кластера. Объем инвестиционных затрат организаций-участников кластера составил более 8 млрд рублей в 2014-2015 годах (без учета вложений в здания, землю и инженерную инфраструктуру). Ежегодный прирост выработки работников на якорных предприятиях кластера составляет порядка 17%, что значительно выше среднероссийского показателя. Большинство рабочих мест, создаваемых в кластере, относятся к высоко­производительным.



В 2015 году рамки региональной кла­стерной политики были расширены. Кластер­ный инструментарий активно задействован в традиционной для нашего региона отрасли -лесопромышленном комплексе. Ряд ведущих предприятий ЛПК области объединяют свои усилия в рамках регионального лесопромыш­ленного кластера «ПоморИнноваЛес».

Общий объем инвестиций, который планируется при­влечь в его рамках на период до 2020 года, составит более 15 млрд. рублей.

В 2015 году Архангельская область стала пилотным регионом, где создан социальный кластер. На его базе будут выпускаться высо­котехнологичные современные технические средства реабилитации для инвалидов.

 

ИНВЕСТИЦИОННЫЙ СТАНДАРТ


В 2016 году завершена работа по вне­дрению инвестиционного стандарта, благо­даря которому удалось оценить реальную си­туацию в инвестиционном законодательстве Архангельской области, внедрить новые ме­ханизмы привлечения инвестиций и способы взаимодействия власти и бизнеса.

Объём инвестиций в основной капитал по итогам 2015 года в целом по экономике Архангельской области составил 50,3 млрд рублей. Структура инвестиций по сравнению с 2014 годом не претерпела значительных изменений. В обрабатывающие производства направлено около 30% инвестиций (основ­ной объём — в машиностроение и ЛПК). Еще около 25% — на развитие транспорта и связи (основной объём направлен в магистральный трубопроводный транспорт, развитие авто­мобильных дорог, железнодорожного транс­порта и связи). Удельный вес такого вида де­ятельности, как «государственное управление и обеспечение военной безопасности», соста­вил 20% инвестиций в дороги, социальные и культурные объекты, объекты регионального и местного назначения.

Основными источниками финансирова­ния инвестиций в 2015 году стали собствен­ные средства предприятий (50%) и средства федерального бюджета (чуть более 30%).

 

ИНВЕСТИЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ


Документ с таким названием нацелен на создание благоприятных условий для ведения бизнеса в Архангельской области. В Стратегии обозначены направления инвести­ционной политики Архангельской области на период до 2025 года для обеспечения дина­мичного развития экономики в долгосрочной перспективе, повышения инвестиционной привлекательности региона и благосостояния граждан. В результате разработки и форми­рования стратегии была проведена оценка экономического и инвестиционного потен­циала региона Архангельской области; пред­ставлены основные процессы, определяющие инвестиционную политику региона; сфор­мулированы цели и задачи инвестиционной политики на период до 2025 года. Кроме того, определены инвестиционные приоритеты; предложены механизмы реализации инвести­ционной политики Архангельской области.

Большое внимание все участники раз­работки инвестиционной стратегии уделили вопросам демографии и кадрового потенци­ала, что полностью соответствует запросам бизнеса. Итоговый проект стратегии прошел публичное обсуждение, в котором приняли участие депутаты всех уровней власти, пред­приниматели, отраслевые эксперты, сотруд­ники научных организаций. В целом проект стратегии получил положительную оценку.

Инвестиционная стратегия Архангельской области на период до 2025 года утверждена распоряжением Правительства региона и размещена на электронной площадке Агент­ства стратегических инициатив по продвиже­нию новых проектов (АСИ).

Инвестиционная стратегия реализуется на принципах проектного управления. Про­ектные команды действуют по приоритетным направлениям стратегии: строительство, инве­стиции, инженерное обеспечение, поддержка малого предпринимательства.

Реализация региональной инвестицион­ной стратегии позволит значительно улучшить позиции Архангельской области в системе оценки Национального рейтинга, как мини­мум удвоить объем инвестиций в основной капитал, расширить горизонты применения механизма государственно-частного партнер­ства, усилить инновационную составляющую в региональной экономике.

 

РЕГЛАМЕНТ СОПРОВОЖДЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ

В результате внедрения стандарта ут­вержден новый Регламент сопровождения инвестиционных проектов, реализуемых и (или) планируемых к реализации на терри­тории Архангельской области. Он позволил наладить более тесную и прозрачную работу с инвесторами при участии АО «Корпорация развития Архангельской области».

Корпорация принимает активное участие в сопровождении инвестиционных проектов и осуществляет первый этап рассмотрения и сопровождения проектов и инициатив. Инвестиционные проекты, значимые для региона, обретают статус приоритетных, что дает инвесторам право получения набора преференций:

  • получение льгот по налогу на прибыль и имущество организации;
  • административное сопровождение проек­та со стороны Правительства Архангель­ской области;
  • участие в переговорах с субъектами есте­ственных монополий на стороне (в инте­ресах) инвестора.

В перспективе:

  • предоставление участков для пользова­ния региональными недрами;
  • бесплатный сервис по принципу «одного окна» при подключении
  • к инженерным коммуникациям;
  • предоставление земельных участков без проведения торгов для реализации инве­стиционных проектов;
  • предоставление во временное пользова­ние объектов залогового фонда Архан­гельской области с целью привлечения дополнительных заёмных средств.

 

ИНВЕСТИЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО


Продолжается работа по совершенствова­нию инвестиционного законодательства, кото­рое позволяет снизить административные ба­рьеры и привлечь инвесторов в Архангельскую область. Областным законом от 28 сентября 2015 года № 323-19-ОЗ внесены изменения в областные законы о налоговых льготах при реализации инвестиционных проектов в Ар­хангельской области. Теперь налоговые льготы планируется предоставлять под приоритетные инвестиционные проекты региона.

В Архангельской области сформировано областное инвестиционное законодательство, которое призвано защищать интересы участ­ников инвестиционной деятельности, и в то же время региональное Правительство уже подготовило целый пакет законопроектов для снижения барьеров на пути бизнеса к финан­совым и информационным ресурсам. Приня­тие этих проектов предполагается в первом полугодии 2016 года.

 

Архангельская область в цифрах:

413 тыс. кв. км. — площадь территории области (2,4 процента территории России), 12-е место в России. 21 787,7 тыс. га. — лесопокрытая площадь Архангельской об­ласти. 1 139,9 тыс. человек — численность населения области (0,8 процента от населения России). 358,1 тыс. человек — численность населения Архангельска. 401,1 млрд рублей — объем валового регионального продукта (далее — ВРП) за 2015 год, 0,5 процента ВРП России. 295,1 тыс. рублей — объем ВРП на одного жителя, 30-е место в Российской Федерации (в РФ — 376,4 тыс. рублей). На территории области расположен Государственный испыта­тельный космодром «Плесецк», единственная в России верфь по строительству атомных субмарин. Регион обеспечивает 30% общероссийского производства целлюлозы и картона; 20% разведанных российских запасов алмазов, 18% — бокситов. Основные «инвестиционные драйверы» региона: лесной комплекс, машиностроение, биоэнергетика, строительство и производство строительных материалов, добыча полезных ископаемых, транспорт, сельское хозяйство и рыболовство.