21/03/16
Которую неделю медиа-повестка наполнена информацией на тему возможной смены руководства управляющей компании особой экономической зоны «Титановая долина». Прояснить развитие событий редакция «Регионов России» попросила эксперта Центра европейско-азиатских исследований Алексея Бочарова:
— Активизация вбросов, сливов и прогнозов связана с удобным информационным поводом – окончанием очередного срока трудового контракта Артемия Кызласова в должности гендиректора ОАО Особая экономическая зона (ОЭЗ) «Титановая долина». Несмотря на то, что доля Свердловской области в уставном капитале ОАО в конце прошлого года понизилась с 68,75 до 64,18%, она по-прежнему определяющая, и судьба руководителя управляющей компании находится в руках региональных властей.
В 2015 году совет директоров ОАО продлял контракт Кызласова 27 февраля ровно на год. Срок вышел. Сейчас кадровый статус топ-менеджера не понятен широкой публике, и на эту тему очень много спекуляций.
Если верить источникам в правительстве, завтра, 22 марта, должно пройти внеочередное собрание акционеров «Титановой долины», на котором сформируют ревизионную комиссию для проверки в отношении Кызласова. Проверочные мероприятия ожидаются в апреле 2016-го.
Что могу сказать о герое инсинуаций? 40-летний Артемий Игоревич Кызласов выбивается на общем фоне свердловского чиновничества. В областной кабмин он пришел еще в 2008 году, задолго до вступления в должность нынешнего губернатора из Тюмени Евгения Куйвашева и даже его «железнодорожного» предшественника Александра Мишарина. Информированные участники событий связывают Кызласова с бывшим свердловским вице-премьером, министром по инвестициям Михаилом Максимовым. Но после отставки и отъезда в Москву в 2012 году тот несколько лет не имеет заметного влияния на политику в Екатеринбурге, сохранение Кызласова в должности зависело от других факторов (в том числе от личной эффективности, хотя бы в ее аппаратном понимании).
Уральский мегапроект «Титановая долина» хромает из-за имиджевых проблем гендиректора Артемия Кызласова (справа) и, особенно, губернатора Евгения Куйвашева
Лично ничего не имею ни за, ни против Кызласова, но нельзя не отметить, что в Екатеринбурге он уже может не считать себя варягом (к тому же он и не «тюменец», что в нынешнем раскладе на такой финансово емкой должности почти мини-подвиг). Если пролонгируется еще хотя бы на год-полтора во главе «Титановой долины», то смело отметит 10-летие своей связи со свердловской ОЭЗ. Даже когда в 2010-2011 годах Кызласов ненадолго уходил из регионального Минэкономики на позицию директора представительства «Внешэкономбанка» в Екатеринбурге, тогдашняя глава федерального Минэкономразвития Эльвира Набиуллина своим приказом включала его в набсовет ОЭЗ на территории Верхнесалдинского городского округа (название «Титановая долина» еще было не в ходу).
Сейчас редко упоминается опыт работы Кызласова в ЮКОСе, где он дорос до замначальника отдела финансовой службы. В 2008 году, спустя восемь лет после увольнения из нефтяной компании, Кызласов подписал массовое обращение к президенту Дмитрию Медведеву об освобождении из тюрьмы Светланы Бахминой, бывшего начальника правового управления в империи Михаила Ходорковского. К тому времени экс-коллега Кызласова уже имела полное право на УДО, но даже беременную ее не выпускали из мордовской колонии.
Кызласов, нужно отдать должное, не стесняется опыта работы в НК ЮКОС, более того, рассказывает о нем достаточно откровенно. Например, в марте 2013 года топ-менеджер «Титановой долины» поведал прессе коррупционную подоплеку благотворительности в нефтяном гиганте (если почти дословно, «занимались удовлетворением запросов губернаторов: они к нам приходили, просили, мы им: «Создай благотворительный фонд, мы тебе перечислим, а дальше делай что хочешь». И это был вовсе не вопрос благотворительности – а именно вопрос установления хороших отношений с нужным человеком…»).
Согласитесь, подобный градус искренности позволит себе далеко не каждый руководитель аналогичного уровня. Да и в целом ситуация выглядит так, что Кызласов журналистов и их вопросов не чурается. Мне могут возразить, что за его медийной активностью стоят рекламные бюджеты ОЭЗ. Допустим. Но ведь и ожесточенные нападки СМИ из противоположного лагеря во многих случаях — чего скрывать — объясняются стремлением получить доступ к указанным бюджетам, а вовсе не поиском объективной истины.
Но это не отменяет тот факт, что менеджмент «Титановой долины» дает основания для, как минимум, общественных подозрений в свой адрес. За пять лет в зону еле-еле привлечены восемь резидентов. Причем по официальным свежим данным самой управляющей компании, деятельность двух из них («АС Пром» и «Уральский оптический завод») «временно приостановлена». А дополнительно, по неофициальным, — еще один («Стройдизель-Композит») может лишиться статуса резидента ОЭЗ. Салдинская зона практически самая молодая из производственно-промышленных ОЭЗ, моложе только «Ступино Квадрат», созданная буквально полгода назад в Подмосковье. Но это оправдание неубедительное.
На фоне более чем скромных достижений любые компрометирующие зацепки против того же Кызласова с энтузиазмом подхватывают и его аппаратные противники, и оппозиционеры Куйвашева. Пример – недавно вброшенный в СМИ документ за подписью областного министра по управлению госимуществом Алексея Пьянкова (его ведомство распоряжается контрольным пакетом акций «Титановой долины»). К оперативке в правительстве 15 марта МУГИСО подготовило мониторинг накладных расходов на командировки управленческого состава. Двухстраничная бумага оказалась большей частью посвящена гендиректору титановой ОЭЗ: за прошлый год истратил на командировки 2,8 млн. рублей. Непонятно зачем шесть раз летал через Дубай. И ладно был бы прекрасным менеджером, но ведь не достиг «установленных показателей экономической эффективности». Никуда не годно.
С другой стороны, кого предлагают на замену Кызласову? На прошлой неделе один провластный информресурс прозондировал заинтересованную аудиторию не слишком релевантным шортлистом. В нем экс-мэр Березовского Вячеслав Брозовский – не последний коммерсант в сфере стройматериалов, и трудно поверить, что он способен заниматься государственной стройкой без конфликта интересов. Далее — замминистра инвестиций области Дмитрий Нисковских: кое-какая бюрократическая практика при нулевом опыте реального руководства, адекватного для уровня ОЭЗ; да и об отношениях с некоторыми застройщиками (не буду говорить про «Атомстройкомплекс») в компетентных кругах знают. И, наконец, мэр Североуральска Владимир Ильиных: чем мега-проекту поможет не имеющий и двухлетнего опыта муниципального руководства чиновник из загибающейся шахтерской территории с диким оттоком населения, — тоже не совсем понятно. Разве что личное протежирование со стороны главы областного правительства Дениса Паслера? Но кадровый отбор по принципам кумовства и землячества вряд ли улучшит качество менеджмента в ОЭЗ.
Кто бы ни руководил «Титановой долиной», в устоявшейся в регионе информационно-политической конструкции ему предстоит находиться под прессингом и реагировать на публичные упреки в коррумпированности. Оппоненты свердловского губернатора, заинтересованные в отставке Евгения Куйвашева, из года в год называют ОЭЗ под Верхней Салдой фейком, где «зарыты миллиарды рублей». Эту неизбежность осознает и нынешний гендир: Кызласов сам говорил про «постоянное нытье о том, что все уроды-козлы, все равно все деньги разворуют» (дословно). Удобный контент для шумного холивара, с достоверной и не очень степенью разоблачительности.
Показатель политизированности вопроса еще и в том, что антикоррупционная (она же антикуйвашевская) риторика против «Титановой долины» не спадает, невзирая на отсутствие официальных претензий правоохранительных органов. Казалось бы, есть основания – подавайте заявления силовикам, добивайтесь уголовных дел, отказываются возбуждать – обжалуйте. Попутно пиарьте и пиарьте себя на деятельной борьбе с коррупцией…
Но по большому счету до сегодняшнего дня главные инициаторы ревизий всех ОЭЗ (в том числе и свердловской) – это президент Владимир Путин и премьер Дмитрий Медведев, подключившие Генпрокуратуру к проверкам после встречи с активистами ОНФ в конце 2015 года. Дождемся публичных результатов от прокурора Свердловской области Сергея Охлопкова и посмотрим, насколько «аховое» положение в «Титановой долине» по сравнению с другими ОЭЗ, сопоставимыми по ключевым параметрам. Проблема субъектная, характерная для конкретного региона и персоналий, или системная, на уровне недоразвитости, правовой и финансовой непрозрачности самого института особых экономических зон?
На случай кадровой чехарды успокаивает одно. Областной бюджет на 2016 год не предусматривает казенных ассигнований для «Титановой долины». Из федерального по состоянию на начало текущего года выделен миллиард рублей. А что для Москвы какой-то там миллиард?
Алексей Бочаров для