Главный редактор медиа-холдинга «Регионы России» Ольга Чернокоз дала интервью телеканалу «Союз» (+ВИДЕО)

02.02.2012

В отличие от европейца, привыкшего защищать свои права по каждому малейшему поводу, русскому человеку, особенно православному христианину, свойственно глубокое чувство меры и отношение к власти как к некой трансцендентной сущности, – утверждает главный редактор медиа-холдинга «Регионы России» Ольга Чернокоз. В интервью телеканалу «Союз» О.Чернокоз рассуждает о том, какой должна быть гражданская позиция православного человека по отношению к власти, и власти по отношению к гражданам.


Сегодня, 2 февраля, на телеканале «Союз» выходит в эфир интервью главного редактора «Регионов России». Политолог Ольга Чернокоз делится своими размышлениями о том, почему в стране в последние месяцы начались митинги и акции протестов. Отсутствие выбора на выборах, отсутствие графы «против всех» нарушило чувство справедливости в обществе. Однако, – утверждает политолог, – власть уже поняла свои ошибки.

Гражданская позиция православного человека по отношению к власти должна быть терпеливой, но и активной. А позиция политика, считающего себя православным человеком, должна быть мудрой и ответственной.

По мнению О.Чернокоз, власть должна формулировать для общества высший смысл существования российского государства. Именно такое глубокое видение властью перспектив развития придаст равновесия гражданскому обществу, и удержит его от митингов и протестов.

ТВ «Союз»: Прошедшие недавно выборы в Госдуму и бурная реакция протеста на их итоги создали в России, по сути, новую политическую ситуацию. Мы помним, что по всей стране прошли многочисленные митинги и демонстрации. В них участвовали и православные люди. Ольга, как вам кажется, православный человек может участвовать в протестных митингах, пикетах против каких-то политических решений государства и правительства?

Ольга Чернокоз: Вы знаете, я очень много анализировала в последние месяцы ситуацию, которая произошла в России за последние месяцы. Могу немного поделиться своими размышлениями. В начале о политической ситуации: почему это произошло? Почему начались митинги, акции протеста и т.д.? Еще вчера казалось, что российский народ достаточно пассивен, его ничего не выведет на улицу, что все занимаются своими делами и никогда никто никуда не пойдет. Однако мы буквально за месяц увидели обратное, что люди могут выйти на улицу и защищать свои политические права.

Люди действительно были поставлены в ситуацию, когда у них не было выбора на этих выборах. Вот эта пресловутая графа «против всех», наверно, сыграла ключевую роль, потому что люди, приходя на выборы, не хотели голосовать ни за одну партию. Они написали «против всех» и удовлетворили свою гражданскую позицию. Но графы «против всех» не было, поэтому люди рвали бюллетени или писали там всякие неприличные вещи.

Было в какой-то степени нарушено, на мой взгляд, чувство справедливости народа нашего по отношению к власти. Т.е. власть в какой-то мере перешла эту грань. Но, на мой взгляд, она сделала нужные выводы из этого. И последние решения свидетельствуют именно о том, что в принципе она поняла свои ошибки и, наверно, исправится.

ТВ «Союз»: В современном обществе давно укоренился миф о том, что русскому православию, в отличии от западных христианских конфессий, свойственна принципиальная социальная пассивность. Причем в этот миф верят некоторые православные, оправдывая это состояние особой созерцательностью или неотмирностью самого православия в противовес суетности и приземленности запада. Ольга, вы сталкивались с такой позицией, с таким неким пацифизмом в абсолютизированных формах?

О.Ч.: Знаете, я бы сказала так, что православному человеку скорее свойственно чувство меры в отличие от западного человека. Если посмотреть, как ведет себя западный человек, это несвойственно нашим русским людям. Западный человек постоянно суетится, по любому мелкому интересу пытается защищать свои права. Конечно, никто не говорит о том, что не нужно защищать свои права. Конечно, их нужно защищать, но надо понимать, где это переходит границы разумного.

Вообще, в истории России, вы знаете, русский народ всегда долго терпел, но если уж русский человек выходил на улицу, то он выходил и сносил все, что угодно. На западе революции преследовали скорее цели материальные. Это были капиталистические революции. Т.е. один слой общества боролся за материальные блага и ценности. В России же революции преследовали цели воплощения справедливости. Т.е. русский народ воспринимает власть как некую трансцендентную сущность. Для него эта власть обычно олицетворяет справедливость. Власть должна понимать роль страны для своего народа, понимать смысл существования страны. Поэтому мне кажется такой баланс между властью и обществом в России, он несколько другой. Он основан именно на этих постулатах.

ТВ «Союз»: Акак быть простому православному человеку, который не понимает, что ему делать, идти ли ему голосовать на выборах, идти ли ему на эти призывы в социальных сетях, на акции неповиновения или какого-то даже бунта? Как понять, что в жизни главное для православного человека?

О.Ч.: Знаете, вот насчет социальных сетей я бы хотела сказать отдельно. Это целиком технология, принесенная Западом. Эти все facebook, Вконтакты и т.д. Там сидит очень много неадекватных людей, которые провоцирует наш народ на бунт, а ничего конструктивного не предлагают. Мы с помощью своих СМИ, нашего журнала и информагентства пытаемся вернуть людей к конструктивному обсуждению вопросов. И вот вы спросили, что должен делать православный человек. Он должен обратиться к себе. Каждый человек, который молится, ходит в церковь, всегда обращается внутрь себя. И вот это смирение, оно не такое, чтобы вообще отключиться от мира, а воспринять мир мудро, через призму Бога и своего личного предназначения.

ТВ «Союз»: Т.е. получается, что идти на выборы нужно, проявлять свою гражданскую позицию нужно. Но все-таки самым стержнем и основой жизни православного человека является духовная жизнь. Т.е. именно исполнение законов церковных и заповедей.

О.Ч.: Да, конечно. Я говорю, что для России христианство, особенно православие, очень большую роль играет сейчас. Церковь может вернуть людей к самим себе и не позволить выйти на улицу.

ТВ «Союз»: А вот, скажите, я помню, что православные христиане не раз уже участвовали в митингах и акциях протеста против введения ювенальной юстиции или против введения этой тотальной чипированной электронной карты для всех. Скажите, чем это отличается от митингов, которые действительно являются, по сути, бунтом?

О.Ч.: Насколько я знаю, ситуация с ювенальными вопросами была несколько структурирована. Люди собирались в отведенном месте, в зале, это было подготовлено. Не было криков: «Мы против Путина!», «Мы против «Единой России»!» Там это было подготовлено, и люди выступали с конкретными позициями на этот счет.

ТВ «Союз»: И кстати эффекта добились!

О.Ч.: Да, эффекта добились. Я считаю, что если с властью разговаривать логически, если ей действительно предлагать что-то серьезное, обдуманное, то власть будет это слышать. Она обычно нуждается в таких идеях. В нашу редакцию приходит очень много писем – «я знаю как лучше, я знаю, я хочу предложить, хочу, хочу», а на самом деле в этих их предложениях ничего хорошего нет.

ТВ «Союз»: Получается, что если мы говорим про последний опыт таких политических акций, то опыт борьбы с ювенальной юстицией он был наиболее удачен. Т.е. это было конструктивное решение, выработка программы и представление этой программы уже в правительственные структуры как нормального предложения от лица православной общественности.

О.Ч.: Да, совершенно так.

ТВ «Союз»: Получается, что отношение народа к власти должно быть мудрым, терпеливым, но активным, т.е. не просто так потворствуя всему и вся. На своем месте православный христианин должен выполнять ту функцию, на которую он поставлен Богом на этой земле. И как тогда политикам, которые считают себя православными людьми, им-то как быть? Насколько должна быть выражена их православная позиция? Какова должна быть их позиция на этом поприще?

О.Ч.: Вот вы правильно сказали, что надо ко всему подходить мудро. Достаточно вспомнить историю России, когда людям нечего было есть. Это был 91-й год, когда разваливалась армия, когда стреляли по Белому дому. Т.е. сейчас люди живут более-менее нормально, а память у людей короткая. Они забыли, как ранее их жизнь подвергалась опасности. Потому что толпа, которая несет в себе только негатив и агрессию, не способна ни на какой конструктив. И неизвестно, что это за толпа, которая выходит в Москве в последнее время под предводительством таких лидеров как Немцов, Навальный, которые далеко не являются идеалами лидеров. Но народу все равно. Вот появился лидер, и они за ним пошли, потому что есть такая потребность.

ТВ «Союз»: Ну вот, что это – стадное чувство?

О.Ч.: Да, народ почувствовал несправедливость, и этим попытались воспользоваться те люди, которые давно этого ждали. И, на мой  взгляд, такие люди уже были у власти, но почему они там ничего хорошего не сделали? Страшно то, что люди, которые выходят на улицу и борются за свободу, за демократию, они могут полностью разрушить систему власти. Если разрушатся такие институты власти, как силовые, армия пойдет куда-нибудь не туда, то люди не понимают, что это вообще может угрожать их жизни.

ТВ «Союз»: Получается, что манипуляции общественным сознанием делаются не друзьями России?

О.Ч.: Конечно. Это однозначно. Если люди, которые искренне верят в свое предназначение, но они так себя вести не будут, и пока этих людей не видно.

ТВ «Союз»: Страшна власть, которая лжет своему народу и служит своим корыстным интересам. Но еще более страшно отсутствие власти. Все мы знаем из истории, что анархия это катастрофа. Страшно, если недовольство выйдет из берегов. Достаточно вспомнить слова русского государственного деятеля Петра Аркадьевича Столыпина: «Им нужны великие потрясения, а нам нужна великая Россия».

Как вы считаете, в современных условиях, когда церковь имеет свободу миссионерской проповеди, когда строятся храмы, монастыри, никто не мешает православному человеку жить согласно тем своим убеждениям, которые у него есть и к которым он пришел, насколько эта политическая волна в обществе может захватить то, что мы имеем?

О.Ч.: Мне кажется, истинно верующие люди настолько прочны в своих убеждениях, что вряд ли что-то может нарушить это. Я бы хотела сказать вот еще о чем. Ситуация, которая сейчас сложилась в России, подталкивает власть и людей, которые принадлежат к интеллектуальной элите, в том числе православных людей, к новым смыслам существования страны. И сейчас у народа появилась новая потребность в идее, в смысле существования нации. Потому что постоянная рациональность, которая исходит от Путина, она немножко приелась. Люди слушают уже 10 лет то, что он говорит, и перестают слышать. Они уже ждут от него какого-то порыва и прорыва. Мне кажется, чтобы не было бунтов на нижнем уровне, необходимо, чтобы сама власть давала почувствовать народу смыслы существования нации. И вот тогда все будет правильно.

ТВ «Союз»: Ольга, наша программа называется «Выбор жизни». Вот, что для вас выбор жизни?

О.Ч.: Я с 16 лет интересовалась политикой. И наверно это мой выбор жизни сделать что-то хорошее для своей страны.