02.02.2012

Крупная российская аптечная сеть «36,6» в этом году планирует перевести половину своих аптек в формат дискаунтера под брендом «Аптечный склад». Известно, что в новых магазинах ассортимент останется тем же, но на 60% товаров будет сделана меньшая наценка, чем в «36,6». По словам руководства аптечной сети, главной целью создания дискаунтера является повышение покупательского трафика на 30%.

Предполагается, что до конца 2012 года количество «Аптечных складов» в России должно составить 500 точек, т.е. половину всей сети компании. Новый формат планируется развивать в основном в регионах с более низким уровнем доходов населения. Валовая рентабельность по основным лекарствам будет снижена до 9-11%, тогда как сейчас в аптеках «36, 6» она достигает 24%.

Еще в конце 2011г. было открыто несколько пилотных точек «Аптечных складов» в Москве и регионах. «Когда падает рынок, начинает развиваться формат дискаунтера. Дискаунтер дает хорошие продажи и хорошую оборачиваемость лекарств», – рассказал тогда совладелец и гендиректор ОАО «Аптечная сеть 36,6» Артем Бектемиров. Однако он добавил, что такой формат не стимулирует развития и часто приводит к банкротству бизнеса, в том числе из-за подрыва доверия покупателя.

Развивать новый бренд будет Андрей Сливченко, назначенный генеральным директором ЗАО «УК «Аптечная сеть 36,6». Ранее эту должность с сентября 2009г. занимала Валерия Солок. Как сообщили в компании, она покинула своей пост по взаимному соглашению с собственниками.

Помимо «36,6», многие другие аптечные сети также решили запустить в стране формат дискаунтера. Так, сеть «Ригла» начала развивать проект «Будь здоров!», «А5» – «Норму», «Доктор Столетов» – «Хорошую аптеку». По мнению экспертов, обострение конкуренции и ценовых войн между игроками фармацевтического рынка возможны и в дальнейшем. «Конкуренция на аптечном сегменте настолько жесткая, что эта тенденция окажет влияние на весь рынок. Если твой сосед режет цену на популярный препарат, ты будешь вынужден сделать то же самое», – рассказал аналитик «Уралсиб Кэпитал» Тигран Оганесян.

В свою очередь, директор по исследованиям и консалтингу ЦМИ «Фармэксперт» Николай Беспалов напротив уверен, что уход в дискаунт – сегмент не приведет к ценовым войнам. Он отметил, что самые крупные сети контролируют лишь 2-3% рынка лекарственной розницы в России, и даже если все они уйдут в дискаунт и начнут демпинговать, это коснется 15-20% рынка. «Все завязаны на прибыли, которая не может опускаться ниже определенных показателей, поэтому ждать суперскидок в массовом порядке не стоит», – пояснил Беспалов.

Дарья Панкратова, РР