09.11.15

У очень многих россиян хранятся фотографии, где они запечатлены сидящими на верблюдах на фоне египетских пирамид или гигантского сфинкса с разбитым носом – последствие обстрела фашисткой артиллерией во время второй Мировой войны.  По данным Ростуризма еще недавно поток российских туристов в Египет достигал 2,5 -3  миллионов человек в год. Сейчас, правда, несколько меньше, но тоже много. И вот этот поток резко оборвался – по решению российских властей с Египтом временно прекращено авиасообшение.  То есть самолеты наших авиакомпаний туда еще летают, но уже пустыми, и только для того, чтобы забрать отдыхающих там туристов. Сколько их там еще осталось, похоже, точно никто не знает. Сначала назывались цифры 35, 40 тысяч человек, потом глава Ростуризма Олег Сафонов уточнил – порядка 79 тысяч.  Но это тоже приблизительно, на самом деле российских граждан в Египет может быть и значительно больше.


глава ФСБ РФ Александр Бортников

Напомню, идею о прекращении полетов между Россией и Египтом подал глава ФСБ РФ Александр Бортников,  возглавляющий и Национальный антитеррористический комитет. По его словам, авиасообщение должно быть прервано до тех пор, пока не будут установлены истинные причины крушения самолета А321 компании«Когалымавиа» над Синаем, в которой погибли 224 человека — члены экипажа и пассажиры. В крушении усматриваются признаки террористического акта. О «значительной вероятности» подрыва А321 и своей «возрастающей обеспокоенности» по этому поводу заявили в канцелярии премьер-министра Великобритании Дэвида Кэмерона и администрации президента США Барака Обамы. После этих заявлений многие европейские страны, в частности Великобритания, Германия, Франция, Ирландия, Нидерланды, приостановили полеты своих авиакомпаний в Шарм-эш-Шейх. Президент Владимир Путин, опираясь на рекомендации Национального антитеррористического комитета,  в пятницу также согласился на ввод временного запрета на полеты российских пассажирских самолетов в Египет.

Гибель людей, летевших на российском аэробусе, ничем не восполнима. Но нельзя не отметить, что этот взрыв на борту самолета (если, конечно, будет доказано, что он был),  оказал разрушительное воздействие и на некоторые отрасли  российской экономики. В катастрофической ситуации оказались многие наши авиакомпании, занимающиеся пассажирскими перевозками, которые и без того испытывают сегодня серьезные трудности  – по оценкам экспертам их ущерб составит многие сотни миллионов долларов. Сильнейший удар нанесен по туриндустрии страны.  «Ноябрь для Египта — это пик сезона, даже временное ограничение полетов будет сильным ударом для туротрасли»,— заявила представитель Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина. По ее словам, реальных альтернатив Египту зимой нет: туры в остальные теплые страны намного дороже. В Ростуризме порядок выплаты компенсаций за несостоявшиеся туры пока не разработали. Туроператоры должны возвращать все средства после официального распоряжения о непосещении Египта. Но  для многих туроператоров выполнить это будет невозможно, что фактически будет означать банкротство.

Ко всему этому надо добавить испорченный отпуск для сотен тысяч россиян, которые еще находятся в Египте или планировали туда поехать на отдых. Правительством создан оперативный штаб по приостановлению авиасообщения с Египтом, его возглавил вице-премьер Аркадий Дворкович. Он уже успел заявить, что россиян будут вывозить из Египта только с минимальной ручной кладью (будет специальная программа досмотра), без багажа, который отправят отдельными самолетами. По его словам, это будет «плановое возвращение», а не эвакуация. А член правления Всероссийского союза страховщиков (ВСС) и первый зампред правления СОГАЗа Николай Галушин уже поспешил предупредить туристов, что страховые компании не будут нести ответственность за прерванный у российских туристов отдых в Египте и выплачивать им компенсации.

Между тем, по оценке Ассоциации туроператоров России (АТОР), свыше 100 тыс. российских граждан оплатили туры в Египет и должны были улететь до 20 декабря.  Теперь и их планы на отдых разрушены. Правда, некоторые турпоператоры предлагают им взамен путевки в Турцию или на Мальдивы с доплатой, но это опять же сопряжено с новыми  тратами, что не каждому по карману. Впрочем, как мне стало известно, некоторые отчаянные головы все же намерены на свой страх и риск использовать свои путевки в Египет. Одна из таких групп, примерно 120 человек, собирается из Екатеринбурга лететь в Минск, там на автобусах ехать еще куда-то, а уж потом они попадут в Египет. Как они будут выбираться обратно – об этом не думают. Вот уж правду говорят, что россиянам и море по колено…


О том, когда будет возобновлено авиасообщение с Египтом, даже не говорится

О том, когда будет возобновлено авиасообщение с Египтом, даже не говорится. По опыту же известно, что расследования авиакатастроф, подобных тем, что случилась с  аэробусом  А321, длятся годами, и зачастую вообще не дают результата. Да и перспективы борьбы с международным терроризмом, с тем же Исламским государством, весьма туманны. Видимо, нам, чтобы хоть в какой-то степени возместить потери популярных пляжей в теплых странах, надо быстрее обустраивать Крым, сделать доступнее Сочи. Хотя, конечно, позагорать с октября по май и там не удастся.

 

Ольга Чернокоз, политолог, генеральный директор медиа-холдинга «Регионы России»