03.11.15
Перечитывая материалы блогеров, который участвовали во Втором Национальном чемпионате сквозных рабочих профессий высокотехнологичных отраслей промышленности по методике WorldSkills (WorldSkills Hi-Tech 2015), который проходит в Екатеринбурге в эти дни, наталкиваешься, иногда на такие новости, которые, порой достойны ленты новостей информационных агентств.

Участники соревнований, в компетенции “Управление жизненным циклом”, занимались разработкой летающего ранца.

Вот как в своих постах о ранце и состязаниях рассказывает Виктория Кульбачная vikarabesk:

Что представляет собой УЖЦ?
Название совсем не говорящее и напоминает «ужасы». Познакомившись с этой компетенцией, я поняла, что это и вправду ужасы для тех, кто боится высоты…Главной задачей является разработка и создание летающего ранца студентами трех разных университетов. На настоящий день в мире насчитывается не более 5 успешных конструкций. За сорок с лишним лет со дня первого полёта Гарольда Грэма лишь одиннадцать человек, включая его самого, летали на ранце в свободном полёте без страховочной привязи. Участникам, к счастью, не предстоит проверять на себе функционирование рюкзака. В ряд обязанностей каждой команды входит разработка конструкторской, технологической и проектной документации, расчет бюджета и экономики проекта, дизайн-проект и опытный образец – 3D-печать.
Источник: Рожденный ползать научится летать…

А вот, что рассказали Виктории участники соревнования и эксперты:
– Ребята, привет всем! Я предлагаю вам сделку. Сейчас вы отвечаете на интересующие меня вопросы, а я устраиваю чаепитие с пряниками. Идет?
– ДА!

– Тогда, Денис, с тебя чай!
– А с тебя пряники!

– Денис, если не против, я буду вести беседу с тобой. Расскажи от лица студентов, чем вы занимаетесь сейчас. 
– Есть 2 вида моделей летающих ранцев, которые существуют на данный момент.  Сейчас я расскажу тебе о них по порядку. Рюкзаки, которые стартуют воды и с земли. С воды – это скорее развлекательное. У тебя просто стоит пара насосов. А у старта с земли работа идет за счет топлива. С помощью него можно находясь на земле, подняться в воздух и пролететь куда тебе надо. Мы решили взять за основу именно такой концепт. То есть одно крыло для полета работает по тому же самому принципу, иными словами движется за счет реактивной тяги, а крыло выступает в качестве планера. С помощью него мы можем создавать скорость и подниматься. Сейчас мы думаем, точнее эмпирически пытаемся рассудить какая форма будут лучше. Ракетостроители подсказали нам какой лучше материал взять и сами турбины, которые будут. И все пытаемся сейчас вместе создать. А  вот лично я пытаюсь рассчитать какие силы будут воздействовать на человека и саму эту конструкцию, когда он будет лететь с определенной скоростью. Я не знаю точно, получится у меня или нет…

– Конечно получится, ты же будущий профессионал своего дела! Вот вас здесь 3 команды. Чем занимаетесь конкретно вы?
– Тут 3 команды и занимаются они одним и тем же. В моей команде два конструктора – я и еще один парень, также  у нас есть 2 технолога, управление персоналом и очаровательная девушка экономист.

– Вы сами согласились на участие в чемпионате? 
– Да (отвернулся что-то сказать напарнику).

– Всё таки вы меня обманули…
– Когда?? Я принес вам не зеленый чай?

– Нет, чай был зеленый, благодарю. Вы обманули меня, что можете делать 2 дела одновременно. Вы согласны с тем, что если вам это нравится, значит должно легко даться?
– Нет. Для меня это не вытекает одно из другого. То, что мне нравится, может быть архисложным, архитяжёлым или еще что-нибудь.

– Вас в конце проекта будут судить, и вашей задача – сделать эскиз так, чтобы в него захотели вложить деньги.
– Давайте реально посмотрим – за 3 дня это возможно?

– Мне кажется нет.
– Вот, а мы стараемся.

– Вас это не пугает?
– Мы стараемся не пугаться, но точно знаем, что это невозможно

– То есть через  дня я не увижу этот летающий ранец даже на бумаге?
– На бумаге увидишь, почему бы нет. Мы сделаем 3D-модель, а вот когда найдут 7 миллионов, тогда вы сможете это еще и почувствовать.

Денис, участник чемпионата, студент УрФУ.

Источник: Пряники – лекарство от неразговорчивых технарей.

– Здравствуйте, Александр. Мне бы хотелось проконсультироваться у вас, как у эксперта. Ответите на пару тройку вопросов?
– Да, конечно. Я постараюсь дать вам максимально развернутые ответы.

– На каком двигателе будет сделан рюкзак, который разрабатывают ребята?
– Любой двигатель, который сейчас используется для авиации – это реактивные двигатели. Что есть реактивный двигатель? Какой-то предмет, который из себя выплескивает вещество. То есть ракеты и салют сделаны так же на реактивном двигателе. Любой двигатель является таковым. Это не только турбина.

– В следствие этого у меня возник вопрос – насколько это безопасно?
– Нельзя сказать однозначно. У нас ведь и ракеты летают на реактивном двигателе. Да, бывает взрываются.

– А здесь будет человек!
– В ракетах тоже люди сидят. Здесь всё решает техника безопасности.

– На каком топливе работает рюкзак?
– В качестве топлива используется авиационный керосин.

– Я слышала, что секрет пригодного для полёта ранца заключается в двух ключевых узлах: газогенератор и клапан регулятор тяги. Могли бы вы объяснить доступным языком, в чем их значимость?
– Это именно реактивный ранец, как таковой. В 60-х годах американцами был произведен захват конструкторов АО-2, которые в последствие разработали для Америки реактивные ранцы. И они были воплощены в реальность и люди летали на них в 60-е годы. А для того, чтобы не разрывало ничего, чтобы можно было не тратить лишнее топливо, надо было оптимально смоделировать два ключевых Этапа изделия о которых вы меня и спросили. Газогенератор – Это камера, в которой твердое топливо превращается в газ, а следовательно происходит сгорание, окисление, и клапан регулятора тяги. Обычно на таких изделиях не один клапан, потому как твердотопливный Элемент рассчитан на одинаковую тягу – что правый, что левый. Иными словами – если тебя перекосило, то будет косить дальше. Поэтому регулятор тяги должен быть в любом случае. Если ты его не сбалансировал, то 100% упадешь. Самое главное – обеспечить тягу и контроль над ней.

– Где будет применяться это чудо техники?
– Уже применяется. Есть ранцы Ива Росси – «Jetman», которые могут разгоняться до 300 км/ч и подниматься на высоту до 792 м. Они позволяют находиться в полёте около 10 минут. Вес ранца последней (на 2012 год) модели, полностью заправленного горючим — 55 килограммов, размах крыла — два метра. Особенностью этого аппарата является полное отсутствие механизации крыла. Управление осуществляется за счёт смещения центра масс, однако в отличие от дельтаплана, где пилот может перемещаться под плоскостью крыла, в летательном аппарате Ива Росси крыло жёстко закреплено на спине, и пилот управляет полётом, лишь двигая руками, ногами и головой. При этом манёвренность достаточна для выполнения фигур пилотажа различной сложности.

А есть ранцы немецкой компании «Грифон» – это десантный ранец. Крыло, сделанное из легкого карбонового волокна, имеет в ширину примерно два метра. “Грифон” развивает скорость свыше 200 км/ч и может нести до 50 кг полезной нагрузки, не считая веса самого пилота. Управляемые рули позволяют маневрировать в воздухе. Его главной особенностью является то, что когда человека находится в полёте, он может маневрировать и закрываться от радаров.
Источник: Слово эксперту об особенностях летающего ранца.

Вот так, за чаем и с пряниками, всего за три дня, возникают новые технологичные средства передвижения с широким спектром их применения – от МЧС и военных, до простых путешественников-экстремалов…



© Александр Аникин

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов