29/10/15

Одной из «звучных» тем последнего времени, в Свердловской области, являются капитальные ремонты многоквартирных домов. Кто-то данную тему использует для сиюминутного пиара, кто-то для каких-то политических целей в преддверии открытия предвыборного сезона, кто-то живет в домах, где производится капитальный ремонт и видит процесс, что называется изнутри… У всех возникают вопросы, которые требуют ответа… Конечно, не стоит думать, что в капитальных ремонтах только одни проблемы, но, все сходятся в одном, проблемы есть…

Я тоже знакомился с тем, как работает Программа капитальных ремонтов в территориях Свердловской области, выезжая в муниципалитеты, о чем рассказывал в постах   Откапиталили… О состоянии капитальных ремонтов в Свердловской области. Кушва, В Кушве восстанавливаются темпы капитального ремонта дома, оказавшегося под прицелом блогеров и СМИ

Для того, чтобы получить достоверную и полную информацию о состоянии Программы капитальных ремонтов в регионе, я сегодня встретился с Министром энергетики и ЖКХ Свердловской области Николаем Смирновым. Такие наши утренние пресс-встречи стали уже регулярными, поэтому, мы не стали перед друг другом размениваться реверансами, а сразу приступили к обсуждению темы.

Как мне напомнил Николай Смирнов, формирование средств Регионального Фонда капитальных ремонтов началось с установления с 1 ноября 2014 года платы на капитальный ремонт в размере 6 рублей на квадратный метр и корректировкой его с 1 января текущего года до 8.2 рублей со всех собственников жилья и нежилых помещений, которые находятся в многоквартирных домах. На текущую дату объем собранных средств составляет более 4 млрд.рублей, и это при средней собираемости 77%.

В программу текущего года изначально было включено 970 домов, работы по которым оценивались в сумму около 3,5 млрд.рублей. На сегодняшний день полностью завершены ремонты  в 92 домах. 42 из них приняты, по 50 идет процесс дооформления приемо-сдаточных документов. 27 домов так и не увидели строителей, на 50-ти имеются существенные нарекания по качеству работ. Конечно, то, что фактически работы и закупки на их проведение были начаты только в августе этого года, наложило свои отпечатки на то, какие работы, по сезонным требованиям, будут произведены в этом году, а какие будут перенесены на следующий год.

Как сказал Николай Смирнов, задача аврального выполнения работ или выхода на какие-то плановые показатели по количеству не стоит. Она заключается в том, чтобы средства , предусмотренные на ремонт объектов,  тратились эффективно и рационально. «Никто никого не заставляет ради отчетов и статистики заниматься приписками и допускать строительный брак».

На мой вопрос о том, как в Программе появились дома, требующие не капитального ремонта, а переселения, министр разъяснил порядок ее формирования.

Ответственность за формирование списка домов для капитального ремонта в муниципальных образованиях – зона ответственности муниципалитетов. Они в своих предложениях ограничены только величиной средств на капитальный ремонт, получаемый от собственников на их территории и критерием определения очередности (срок ввода в эксплуатацию дома или дату последнего капитального ремонта). При более детальной проверке списков на капитальный ремонт министерством выявлялись множественные нарушения, которые сейчас, в своем большинстве исправлены. Муниципалитет имеет возможность как включить дом в Программу, так и исключить его из этой программы.

Поскольку формирование Программы капитальных ремонтов носит муниципальный характер, то включение в нее домов заранее не ремонтноспособных – инициатива местных чиновников. С такими фактами приходилось сталкиваться. С другой стороны, если жилой фонд муниципалитета старый, то именно со старых домов начинаются капитальные ремонты. Например, в Асбесте в Программу капитальных ремонтов попали 69 деревянных домов, так как там жилой фонд старый, а в Новоуральске, практически только блочные и кирпичные дома, введенные в эксплуатацию в 50-х годах прошлого века.

В соответствии с действующим законом, оператором капитальных ремонтов в области является Фонд капитального ремонта, который, как потенциальный плательщик, является заказчиком работ. Со следующего года такой возможностью будут обладать и муниципалитеты.  В этом случае они смогут не только контролировать выполнение Программы в их территории, но и осуществлять выбор подрядной организации. Но, как отметил Николай Смирнов, органы местного самоуправления должны сами определить, готовы ли они выступать в такой роли.

Кстати, если говорить о подрядчиках. Отбор производится на основе торгов. Подрядчик должен за счет своих средств произвести ремонт, сдать его заказчику, собственникам жилья, представителям управляющей компании и муниципалитета. Гарантийный срок, который предусмотрен типовым договором – 5 лет. Для определенной страховки по гарантийным работам, 3% стоимости работ подрядчику сразу не выплачивается, они будут ему перечисляться только по окончании срока гарантии. На сегодняшний день, по принятым работам подрядчикам оплачено чуть более 200 млн. рублей.

Как отметил министр, в процессе капитального ремонта очень важна роль самих жителей. На собрании собственников жилья они определяют уполномоченное лицо для подписания актов выполненных работ, а в случае брака, акты подтверждающие некачественное их выполнение. Часто, жильцы к этой своей роль не готовы и идут у строителей на поводу. Между тем, претензии по качеству, вместе с представителями управляющих компаний и местной власти нужно формировать сразу, а не по факту завершения работ, когда часть из них становится скрытыми работами.
Министр признал, что некоторые муниципалитеты устранились от контроля за качеством работ, а это и их обязанность. Даже, если плательщиком является Фонд капитальных ремонтов, то он скорее денежный и методический оператор, а не контролирующая организация. Функции контроля эффективней . когда они сосредоточены непосредственно в территории, на объекте, а не в екатеринбургских кабинетах.

Традиционный вопрос о компетентности руководства регионального фонда капитальных ремонтов, который кочует по местным СМИ, я задавать не стал, так как понимаю, что руководитель Фонда не вдруг появившаяся фигура, а рекомендованная к назначению Конкурсной комиссией. Если кому интересно, то именно те, кто участвовал в ее работе и должны, на мой взгляд, комментировать коллективный выбор. Меня интересовало, что министерство делает с теми недостатками, которые в работе Фонда выявляются. По словам Николая Смирнова, если недобросовестные подрядчики наказываются рублем, в соответствии с заключенными контрактами (а там есть и штрафы, и исправление за счет подрядчика некачественных работ, и отказ от его услуг без оплаты уже сделанного), то сотрудники фонда за свои ошибки лишаются премиальной части оплаты труда.

Из первого года реализации Программы, признался Николай Смирнов, многое стало понятно. Сейчас готовятся предложения в законы, которые более четко определят зоны ответственности субъектов капитальных ремонтов, механизмы их взаимодействия. «Нельзя сказать, что первый блин получился комом…. Но мог быть намного лучше … Жаль, что приходится учиться на ошибках…», – подытожил руководитель министерства энергетики и ЖКХ Свердловской области.

© Александр Аникин

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов