29/10/15

«Народ не убежденный  в своей  уникальности, будет   стерт с лица Земли!»

«Без памяти нет  традиций, без духовности нет личности,
без личности нет народа как исторической  общности»

(Г.Н. Волков).

 

Вчера.

Году литературы – 2015 года, предшествовало очень  значимое событие, которое состоялось в Российском  университете  Дружбы  народов  21 ноября 2013 года, впервые в истории России Литературное   собрание, инициатором которого выступили потомки классиков русской  литературы – Дмитрий Достоевский, Михаил Лермонтов, Елена Пастернак, Александр Пушкин, Наталья Солженицына и Владимир Толстой. В его  работе  участвовало  более  500 писателей, поэтов, публицистов, книгоиздателей, литературоведов, переводчиков, преподавателей, работников музеев  и библиотек, театральных  деятелей России, стран ближнего и дальнего  зарубежья. Как всегда «раскол» российских элит был  на лицо, несколько известных писателей  проигнорировали  приглашение  к участию в мероприятии  или сознательно  отказались  от присутствия, сославшись  на политические мотивы. Между тем, в ходе  собрания  обсуждались наболевшие ключевые проблемы российской литературы  и книгоиздания. «Реформы  в системе образования, жестокие  рыночные  законы в издательской деятельности, идейные и имущественные  распри в писательской  среде, утрата естественных  многолетних   связей  с литературными  соседями – все это отодвинуло литературу далеко  на  обочину общественной  жизни» – сказано в письме, которое было разослано организаторами участникам встречи.
Наша литература всегда была и будет лучшим  послом доброй  воли и самым   верным   средством  объединения  людей  всех стран  и континентов. Но сегодня мы не можем не признать  стремительно  растущие угрозы обеднения языка, оскудения  мысли и, как  следствие, одичания душ» (Материалы из обращения к участникам собрания и Президенту).

Одним из главных событий Российского литературного собрания  явилось пленарное заседание с участием Президента России Владимира Путина. «Такой представительный  форум  давно  не собирался, если вообще собирался когда-то, я даже не знаю, едва ли», – сказал В. Путин, приветствуя участников. Президент уверен в том, что главной и общей  тревогой является падение   интереса  к книге и, в первую  очередь, среди молодежи. Страна утеряла  позицию  самой  читающей  в мире. Россияне, согласно  статистике, отводят чтению  книг в среднем  лишь 9 минут в сутки. «Такую ситуацию принято  считать  следствием  бурного  развития  цифровых  технологий  и утраты книгой  своего  статуса  ведущего  носителя  информации и знаний».   

Так же глава государства высказал мнение о том, что прививать вкус к чтению нужно с ранних лет, и не только через проверенную временем классику. Он считает, что необходимо поощрять юношество к открытию новых имен и героев. В связи с этим учреждена премия Президента РФ в области литературы и искусства за произведения для детей  и юношества. Она будет вручаться с 2014 года, который объявлен Годом культуры. В частности, одной  из инициатив станет придание государственного статуса  национальной программе  поддержания  чтения. Полагаю, сказал В. Путин, – «стоит подумать и над тем, чтобы объявить 2015 год в России Годом литературы».

Да, действительно 2014 год был объявлен  президентом страны Годом культуры –  соответствующие  целевые установки  были даны как федеральному правительству, так  и региональным  администрациям. Этот президентский указ был  подписан  22 апреля 2013года, но удивление  относительно его содержания не проходит у многих и до сих пор.  Откуда взялась президентская  ставка  на культуру? Ничего  подобного прежде  не проводилось, да  и острая необходимость  устроения культурного  года, а и  года литературы   именно  сейчас в мировой тенденции «кризиса» не просматривается.

В поисках ответа попробуем пойти от обратного. В первое  десятилетие  2000-х годов  формирование  отечественного  правительства и государственной политики имело  явный  бюджетно-экономический  характер. Многие  экономические   функции  правительством   сознательно  дублируются, чтобы  создать  систему  сдержек  и противовесов  для  более  объемного  их  использования.  Вспомните  хотя  живописные  бодания   министерства  экономического развития (и торговли в то время) под началом Германа Грифа  с министерством финансов, возглавляемым  Алексеем Кудриным. Оба  министра яркие, самобытные в мыслях и более – менее  самостоятельные  в принятии решений (оба  с давних  пор были в приятельских  отношениях  с президентом).

Сегодня  ничего  подобного мы уже  не наблюдаем, и дело  вовсе  не в том, что прежние  выдающиеся  экономисты  покинули посты. Скорее, сама  «экономическая сфера» перестала  быть динамичным  полем, способным приковать к себе государственный  интерес. А вот в  экономическом  развитии – сущее болото.  Но это уже не проблема России, и уж  тем  более – не Урала. Впору винить всю глобальную  экономику. Пусть она  номинально  и развивается на пару  процентов динамичнее нас, но в исторической  перспективе никакое это  не развитие, а такое же топтание  на месте. Даже Китай  при всех волшебных «экономических»  рецептах на основе ускоренного  процесса   массовой  урбанизации тоже тормозит…

В рамках прошедшего года Культуры – 2014 года, мы провели «ФОРУМ ДУХОВНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ УРАЛА (РОССИИ)», в основе которого, мы и поднимали вопросы «современного пространства перехода» в новую культурологическую действительность, что сегодня уже подтверждено временем. Говорить  о пространстве перехода  сложно, а жить ещё  сложнее. Сложно по причине его быстротечности, непереносимости феномена перехода для человека. Ведь мы привыкли жить на широких просторах, на устойчивых  землях. А переход  мы привыкли быстро перебегать. Мы  и сегодня хотим его «перепрыгнуть» переход, зажмурить глаза и стиснув зубы.

Всегда считалось, что говорить о переходе, как о пространстве жизни нельзя. Никто про это не думает. Ведь мы думаем прежде всего о том, как  устроен мир, в котором мы сегодня живём, который обживаем и обустраиваем. А думает ли кто ни будь  о будущем в котором,  будут жить будущие поколения?

Переход же  никто не обустраивает. Над переходом возводят мосты, чтобы его преодолеть. Строят лодки, ковчеги…чтобы переплыть. Но в переходе (В пропасти, в бурной реке) не живут! И про переход думают экстремалы (адепты, управленцы, руководители), чтобы переплавить всех  в Будущее. Более того, сам акт перехода (перескока, прыжка) надо  осмыслить и  «оснастить»   и самого себя и других, чтобы осуществить переход, превозмочь его, преодолеть. Альпинист без  оснастки не сможет перейти перевал.

В этом плане сам переход от мира – обиталища принципиально отличается. Ведь мы мир обустраиваем, чтоб в нем жить. А вот во время перехода, мы превозмогаем себя, то есть двигаемся, путешествуем, погружаемся в новое состояние, осознавая прожитый опыт наших предков (запечатленный в классической литературе)   и  тем самым осуществляем акт перехода. В принципе так поступали наши  древние предки, православные  святые, и деятели Ренессанса, и все предшествующие  поколения.  Путешествие  вековой давности – это шествие по пути, любого  народа, нации, человечества!

 

Сегодня.

Скорость перехода России  и Свердловской области в  новое  качественное состояние, а затем достойное  движение  в мировом  сообществе, становление политики  зависит уже  не столько от  сопротивления  старых  структур, сколько  от потенциала, энергии, ясного видения  природы   и сущности  молодых  реформаторских  сил. К какому  миру  Россия  будет  принадлежать, зависит  от них.  Перестройка  образования   и воспитания  в России  есть призма геополитики. «Хочешь  победить врага – воспитывай его детей» (восточная мудрость).

Комиссия  Организации Объединенных  Наций  по международным гуманитарным  вопросам  среди  факторов мировых перемен (государство,  общественное  движение, современные  технологии, трансконтинентальные  корпорации)  впервые  определила  и молодежь. Вместе  с тем  мировой  экономический  кризис, начавшийся  в 2008 году, выявил неготовность  молодежи  к  актуальным  вызовам  и переменам  в социально- экономической, общественно-политической, культурной  сферах России  и Свердловской области.

Понятно, что  никакой  национальный  суверенитет  немыслим без  сохранения  духовно- нравственного  суверенитета, который, в   свою  очередь, невозможен  без  суверенной  системы  образования. В России  образование  всегда рассматривалось в единстве  обучения  и воспитания   и понималось не просто  как  усвоение  определенной   системы  знаний, а как  процесс  духовно- нравственного становления. Однако наша  нынешняя  система  образования, национальная  и государственная по форме, сегодня лишается  своего  суверенитета, поскольку образовательные   стандарты, а также  программы   и методы  обучения  задаются  извне. В целях решения проблемы «высокообразованности» и достижения  управляемости обществом (чем ниже образованность, тем легче манипулировать)  и началась  коренная  перестройка образования  в интересах  транснационального бизнеса.

Безусловно, кризисное  состояние  современного молодежного  сознания   является   следствием  существования  большого  количества  социальных  противоречий,  свидетельствующих  о том, что  ведущим  состоянием  современной  молодежи  является  состояние поиска идеалов «быть»  и «стать». Сегодня  сознание  молодежи  таково: «думаю одно, знаю другое, а делаю третье».

Нормативность сознания  молодежи  является  самым  главным  показателем  её  социальной  направленности, определяет  настоящее  и будущее развития общества, государства. И сегодня, в современных  условиях  развития  российского общества, неслучайным   является  актуализация  проблемы  нормативности  сознания  граждан  на самом  высшем  государственном уровне. Способность  молодежью разделять  общепринятые  нормы, ценности, правила, законы во многом определяются   созданными  для  этого  государством  и обществом условиями, поскольку, говоря  словами российского  исследователя   молодежных  проблем В.Н. Шубникова, «молодежь – это наше  собственное   отражение, она  продукт тех  социальных отношений, которые мы  создали…В то же  время  изучение молодежи – ключ к пониманию  будущего».

 

Будущее

это пространство перехода в управлении культур. Роль культурного  фактора  в решении  современных  проблем  управления  обществом  постоянно  растет, что объясняется  рядом  обстоятельств. Во–первых, духовно-культурные  регуляторы  общественной  жизни  приобретают  все  большую  значимость. Во-вторых, они  все  в большей  мере  становятся  системообразующими  в совокупности  всех    взаимодействующих  сил  в обществе   и приникают  в деятельность  каждого элемента  общества, расширяя тем  самым  зону  своего  воздействия. В третьих, доля   интеллектуальной  собственности  в общей  совокупности  общественного продукта   непрерывно  возрастает, достигая  в разных странах  50% его  общего объема, что  повышает   ответственность  общества  за рациональность  использования  главного ресурса –   интеллектуального и человеческого,  частью которого  и являются  управленческие  и социально- технологические  ресурсы.

Между тем  общество  стоит сегодня перед  острейшей  проблемой – нарастающим противоречием: происходит накопление «интеллектуального потенциала», растёт  возможность  его  использования  в управленческой  практике, однако  уровень  управления падает, и нарастает  системный  кризис  управления переходного периода.

Существует  множество  определений культуры вообще,  частью которой являются  управленческая  культура  и ее составляющая – социально-технологическая. Очевидно, что  человеческие  знания, суждения, чувства, настроения: образовательные, воспитательные, философские, экономические  концепции, управленческие в том числе; мыслительный  и эмоционально-чувственный  процесс – важные элементы культуры. Однако этого недостаточно. Базовым определением культуры  является также «способность  деятельности», условия жизни, традиции, обычаи, нравы, национальная художественная литература, общественные отношения через  различные  виды  деятельности, прежде всего через духовно-нравственную, креативную, творческую.

Нынешний кризис управления в  нашем  обществе  объясняется отсутствием адекватных  времени инновационных идей  и задач управления, а  следовательно,   и адекватных  им методов реализации. Корень этого противоречия – в отсталости  и динамичности развития культуры, в том числе  и управленческой. Мир уже  вступил  в период  разнообразия  новых культур. Множественность культур в том числе и между поколениями – это не основание для усиления  конфронтаций, а  условия для  взаимной  терпимости, взаимопонимания людей и формирования новой культуры 21 века, путем  обмена лучшими ценностями, культурными  образцами. Такой в мировом сообществе является российская культура, с её удивительной художественной литературой.

Евразийский  научно-исследовательский  Институт Человека  в рамках Год –Литературы провел 21 октября 2015 г. Круглый стол «Современная литература в деидеилогизированном обществе – уроки года литературы» на площадке Уральского государственного педагогического университета (УрГППУ), совместно с Уральским государственным экономическим университетом (УрГЭУ). Фонд «Интеллектуальное богатство» принял участие в работе Круглого стола. Размышления над материалом Круглого стола побудили написать данную аналитическую статью. Она отражает общие взгляды уважаемых участников мероприятия, их озабоченность состоянием современного общественного устройства.

Что далее? Есть предложение вынести обсуждение проблем молодежи – «нашего завтра» на конференцию с одноименным названием статьи – «МОЛОДЕЖЬ – ИННОВАЦИИ – БУДУЩЕЕ». Конференция состоится 19 ноября в рамках Деловой программы Международной специализированной выставки «Электроника-Урал 2015».

Приглашаем к участию, вместе изменим наше общество к лучшему. Через духовное, интеллектуальное развитие, через создание условий для творческого движения нашей молодежи.

Вы можете разместить свои предложения на нашем сайте http://tekhnoparkmolodezhi.ru/.

Президент Фонда «Интеллектуальное богатство»,

Генеральный директор Технопарка «Молодежный»  

Ермакова Вера Васильевна