19/10/15

Институт губернаторов в современной России существует с 1991 года. За это время в субъектах РФ произошло много перемен и событий, участниками и организаторами которых становились руководители областей, округов, краев и республик. Член Общественной палаты Свердловской области, Первый Вице-президент НП «Союз малого и среднего бизнеса Свердловской области», заслуженный предприниматель России, член Попечительского совета журнала «Регионы России», человек, который руководил организацией первых в России торговых комплексов КОР и «Таганский ряд», Владимир Щукин рассказал о том, как свердловские губернаторы повлияли на жизнь региона, а также о проблемах ответственности, с которыми им приходится сталкиваться в процессе работы.

– Владимир Александрович, Вы принимали участие в общественной деятельности и работали на государственной службе при трех губернаторах Свердловской области. Как Вы оцениваете деятельность каждого из них, что изменилось за время их руководства?

– Безусловно, столько лет руководить Свердловской областью и так удачно, как это делал Эдуард Эргартович Россель, многого стоит. Я достаточно долго работал при этом губернаторе и очень высоко оцениваю то, что он сделал для региона. Свердловская область оставалась закрытой вплоть до 1991 года из-за большого количества оборонных предприятий. Чтобы получить визу, например, надо было ехать в Москву, терять несколько суток. В конце девяностых Россель сделал нашу область открытой, и сегодня у нас работают около 30 международных представительств, где можно получить визу. Посмотрите и на успешные международные выставки – «Иннопром», Russia Arms Expo – все это проекты Эдуарда Эргартовича. После его работы в правительстве Мишарина–Гридина только разрезали ленточки и почивали на лаврах Росселя, практически не упоминая о нем. К счастью, их руководство регионом длилось не долго, однако за это время Свердловская область много потеряла. Губернатор Мишарин выполнял в основном представительские функции, область была фактически передоверена Анатолию Гридину, человеку, для которого личные дела были гораздо важнее, чем проблемы региона.

Евгений Владимирович Куйвашев, на мой взгляд, хороший руководитель. Хотя я не занимаю при нем никакой государственной должности, как при двух предыдущих губернаторах, из общественной деятельности я не ушел и прекрасно вижу, как работает Куйвашев и в связке с ним Денис Владимирович Паслер. Хороший губернатор, каким я считаю Куйвашева, плохого премьера не поставит – эта команда очень удачная. Оба руководителя достаточно молодые люди и, как мне кажется, очень перспективные. Надо отдать им должное, они вникают во все мелочи областной жизни, успешно развивают социальные проекты в Свердловской области. Например, в 2011 году в регионе требовалось создать дополнительно 26 тыс. мест в детских садах. Сегодня очередь в детсады уменьшилась до 6 тыс. мест, а к концу следующего года, думаю, и этой нехватки не будет, благодаря деятельности губернатора и партии «Единая Россия», которая в этом плане работает очень активно. Также достаточно успешно решается очень непростой вопрос об обманутых дольщиках и ряд других областных программ, направленных на улучшение жизни простых людей.

Большое внимание Евгений Владимирович уделяет общественным организациям Свердловской области. Как член Общественной палаты Свердловской области могу сказать, что ни один социальный проект или решение, касающееся жизни жителей Свердловской области, не обходится без совета с общественностью – со всеми общественными организациями, которые стараются улучшить жизнь простых граждан.

Некоторые критикуют Куйвашева за то, что он якобы привел с собой «тюменский клан». Но покажите мне хоть одного руководителя, который в каком-либо ответственном деле рискнет опираться на людей, с которыми он раньше никогда не работал. Новый директор любого предприятия поставит на ответственные должности тех, на кого он может положиться. Команда президента Ельцина – выходцы из Свердловской области. Владимир Владимирович Путин взял с собой питерцев. Примеров можно приводить много – здесь и Собянин, и другие уважаемые руководители. Евгений Владимирович Куйвашев вполне естественно опирается и на тюменцев, чтобы команда губернатора могла лучше работать и приносить большую пользу Свердловской области. А разве мало толковых руководителей, работавших при Росселе, он сохранил: Власов, Ноженко, Гайда, Харлов, Левин, Дубичев, Рыжков и другие… Думаю, что Куйвашев нашел в этом плане золотую середину.

Любой губернатор нуждается в поддержке – с него спрашивают за весь регион, при этом мэры городов, главы муниципальных образований не подчиняются ему по закону! В России официально существуют три власти – исполнительная, законодательная и судебная. Руководители муниципалитетов – это, по сути, четвертая власть, существование которой подкреплено ст. 130, 131, 132 и 133 Конституции РФ, подписанной в 1993 году Ельциным. Уже не секрет, что готовили этот документ западные советологи. Поэтому мне непонятно, как с губернаторов можно спрашивать за действия мэров, к примеру, которые могут быть коррумпированными, особенно если они занимают пост 2 или 3 срока? Или, к примеру, мэр просто не справляется со своими обязанностями!

Сегодня обстановка в нашей стране непростая: Сирия, Украина, санкции, кризис… Нужна жесткая вертикаль власти. В России вертикаль власти прерывается на губернаторах, их власть по большому счету не распространяется на муниципальные образования. Более того, согласно ст. 133 Конституции РФ, они могут подать в суд на вышестоящее руководство. Разбирательство может длиться год-два-три и более, а деньги на адвокатов с обеих сторон естественно будут взяты из бюджета. А там, глядишь, снова выберут того же мэра, используя тот же мощнейший административный ресурс!

Где как не в муниципалитетах совершается самое большое количество коррупционных преступлений? В 2012 году Генеральный прокурор РФ Юрий Чайка объявил, что Прокуратура России проверила 41 тыс. нормативных правовых актов по всей стране. В 40 тыс. выявлены нарушения, которые могут способствовать коррупции, и все эти 40 тыс. – в муниципальных образованиях?! Более того – 34 тыс. актов противоречат федеральному законодательству! Это ли не яркое подтверждение тому, что губернаторы, с которых, кстати, президент достаточно жестко спрашивает, отчитываются за тех, кто им неподконтролен. Наверное, это несправедливо. Согласно действующей Конституции РФ, народ является единственным источником власти. Многочисленным чиновникам муниципальных образований (говорю о них, так как они ближе всего к людям), которым жители через депутатов делегировали свои права, в первую очередь должны быть исполнителями интересов простых людей и своей деятельностью обеспечивать их потребности. Мне кажется, это чиновник должен знать, как «Отче наш».