19.10.15

Инициатива депутата Госдумы, координатора Центра общественного мониторинга ОНФ по проблемам экологии и защиты леса Владимира Гутенева по организации общественного контроля за состоянием российских лесов, сохранению «зеленых поясов» вокруг  крупных городов получила широкую поддержку в регионах. Медиа-холдинг «Регионы России»  принимает самое активное участие в развитии этого общественного движения и регулярно  публикует в своих изданиях сообщения активистов о положении дел на местах, борьбе с незаконными вырубками, предложения по совершенствованию лесного законодательства. Кураторами этого направления стали политолог, главный редактор медиа-холдинга «Регионы России» Ольга Чернокоз,  общественник Вячеслав Ярин.

В защиту лесов Москвы и Подмосковья собрано свыше 100 тысяч голосов


Проект Общероссийского народного фронта (ОНФ) по созданию лесной зоны в радиусе 70 км от Москвы, набравший 100 тыс. подписей на сайте Российской общественной инициативы, передан на рассмотрение экспертов. Об этом сообщила  сопредседатель Центрального штаба ОНФ, депутат Госдумы Ольга Тимофеева.

По словам Тимофеевой, эксперты должны будут ответить на вопрос, можно ли изменить законодательство для создания “зеленого щита”.

Депутат отметила, что представители ОНФ будут бороться за реализацию проекта вне зависимости от того, что скажут эксперты. “Мы как депутаты Госдумы, представляющие ОНФ, как эксперты в области экологии, лесного хозяйства, мы эту инициативу будем параллельно разрабатывать, доводить до конца”, – подчеркнула она.

По мнению Тимофеевой, акция “Зеленый щит” “беспрецедентна”. “Жители России сейчас выступают за защиту Москвы и Подмосковья от варварской вырубки лесов”, – сказала она.


Законопроект об ограничении вырубки деревьев в радиусе до 70 км от Москвы может быть внесен в Госдуму до конца текущей сессии, заявил на пресс-конференции координатор Центра общественного мониторинга ОНФ по проблемам экологии и защиты леса, депутат Госдумы Владимир Гутенев. “Я уверен, что инициатива, которую поддержали более 100 тыс. человек, обретет свою законодательную инициативу уже в эту сессию”, – сказал он.

Депутат также отметил, что эксперты ОНФ готовят “системные рекомендации” по реформированию лесного законодательства. По мнению Гутенева, ограничение на вырубку деревьев в радиусе до 70 км от Москвы не вызовет роста цен на недвижимость в Подмосковье. Инициатива ОНФ об ограничении вырубки лесов вокруг столицы “Зеленый щит Москвы и Подмосковья” “не ставит себе целью задавить ведения бизнеса или создать условия для роста цен, когда подмосковная недвижимость откровенно говоря, стагнирует”, сказал также Гутенев, отвечая на вопрос, не создаст ли инициатива ОНФ трудности для застройщиков в получении земли в Московской области.

“Мне хотелось бы обратить внимание на огромное число промзон, где есть инфраструктура, куда уже подведена инженерия. У нас очень много площадок, которые ждут своих инвесторов”, – добавил он.

Инициатива ОНФ об ограничении вырубки деревьев в радиусе 70 км от Москвы набрала на прошлой неделе необходимые 100 тыс. подписей на сайте Российской общественной инициативы. Инициативы, набравшие 100 тыс. подписей, направляются в федеральные органы власти для подготовки соответствующих законопроектов.

«Зеленый щит» необходим всем крупным городам России

Председатель Комиссии Общественной палаты РФ по экологии и охране окружающей среды Сергей Чернин комментирует инициативу ОНФ:

– Мы горячо поддерживаем идею по созданию «Зеленого щита» вокруг Москвы. Необходимо провести ревизию оставшихся лесных массивов, определить их текущий статус, характер использования и передать в лесной фонд те участки леса, которые в настоящий момент официально носят статус земель сельскохозяйственного назначения. Это имеет смысл, так как Московская область не является сельскохозяйственным регионом, острая потребность в таких землях по большому счету отсутствует, за исключением тех районов, где активно развиваются тепличные хозяйства.

Бурное развитие Подмосковья и расширение границ Москвы требуют сделать это как можно скорее. Задача заключается не в том, ограничить возможности для строительства, а в том, чтобы создать разумные и понятные правила, которые установят четкий порядок организации буферной зоны вокруг столицы и определят места, где можно строить, а где нельзя.

Если мы хотим дышать свежим воздухом, видеть, как улучшается экологическая обстановка, все это необходимо сделать безотлагательно.

Однако при организации буферной зоны обязательно стоит учитывать, что во многих муниципальных образованиях Подмосковья существует острая потребность в новых рабочих местах. Постоянно усиливается так называемая маятниковая миграция – жители Подмосковья каждый день едут на работу в Москву, а вечером возвращаются обратно.

Дополнительная нагрузка на транспортную систему ведет к ухудшению экологии и качества жизни людей. Жители Подмосковья вынуждены значительную часть дня тратить на дорогу и стоять в бесконечных пробках. Создание новых промышленных предприятий и расширение уже существующих способно создать новые рабочие места и уменьшить миграцию населения. Отсутствие должного внимания этому вопросу при разработке нового законодательства может усугубить существующие проблемы отдельных районов Москвой области. Общественная палата РФ станет прекрасной площадкой для обсуждения подобных вопросов. 

Кроме того, считаю, что региональные общественные палаты должны взять эту инициативу на вооружение. «Зеленый щит» необходим не только Москве, но и другим крупным городам России.

 

Алексей Ярошенко, руководитель Лесной программы Гринпис России:

– Вообще, вырубка вырубке рознь. Есть вырубка лесного хозяйства, это совершенно нормальное явление, то есть человек использует лес, как возобновляемый природный ресурс. А есть вырубка под  расчистку и застройку, это уже ненормальное явление для региона.

Что касается вырубки под застройки, то сейчас самая главная проблема стоит в том, что у нас Дума и Минприроды пытаются протащить поправки в Лесной кодекс, которые легализуют застройку вырубленного леса. В апреле Минприроды был подготовлен соответствующий законопроект, который касается так называемого рекреационного леспопользования. Это один из видов использования лесов, прописанного в кодексе, который предусматривает возможность аренды, и сейчас он дает возможность возводить лишь временные сооружения, а в отдельных исключительных случаях и спортивные объекты. Но депутаты предлагают иной вариант: они хотят, чтобы в наиболее густонаселенных регионах, как, например, Подмосковье, допускалось капитальное строительство, причем в виде аренды лесов, и чтобы во всех регионах допускалось огораживание участков, переданных в аренду.

Этот законопроект получил отрицательный отзыв правительства, и сейчас он завис, не будучи даже рассмотренным в первом чтении. Но Минприроды сейчас готовит похожий законопроект. Он дает возможность застройки и огораживания участков. Единственное, что они предлагают, это очень жестко, на уровне подзаконных актов утвердить, где и что строить. Но мы опасаемся, что закон могут принять, а подзаконные акты, которых даже в проекте нет, они могут не успеть утвердить, и в этом случае откроется большая дыра для застройки лесов. И по нашей оценке, после принятия закона захват лесов под застройку в крупных регионах может принять еще более массовый характер.

Что касается инициативы ОНФ «Зеленый щит Москвы и Подмосковья» по ограничению вырубки лесов в пределах 70 километров от МКАД, то есть несколько моментов. Люди, которые рассматривали эту идею, очевидно, в теме разбираются. Сама идея, замысел очень правильные. Нужен общественный контроль, нужны более жесткие ограничения. Но я бы сказал, что формулировки пока далеки от совершенства, есть некоторые «дыры»,  которые недобросовестные законодатели могут использовать. После доработки инициатива принесет немало пользы.

 

Борис Чураков, заведующий кафедрой лесного хозяйства Ульяновского госуниверситета, профессор, доктор биологических наук, инженер лесного хозяйства:

– Как человек, который участвует в подготовке специалистов для лесного хозяйства, могу сказать, что лесное хозяйство страдает именно от нехватки профессиональных кадров. И ввиду этого мы имеем две основные проблемы: лесные пожары и самовольные порубки.

Еще Сталин говорил, что кадры решают все. При советской власти были  лесхозы, теперь есть лесничества. И раньше, чтобы поступить в лесное хозяйство на любую должность, надо было иметь специальное образование. А теперь там работают даже бывшие работники УВД. Но в нашей работе много специфики, даже лесной пожар обычные пожарные тушить не могут, они просто не знают, как.

Представьте: в регионе может быть 50-60 тыс. га площадь лесного фонда, это около пяти лесничеств. И раньше в каждом участковом лесничестве было от 10 до 15 представителей лесной охраны, лесников (такая структура уже более 200 лет существует, еще Петр I ее организовал). И на каждого лесника приходилось около 10 кварталов. Квартал равен одному квадратному километру. И лесник каждый день обходил свой участок и имел возможность сразу же принять меры, если увидит пожар или вырубки. А сейчас такой охраны нет, работают всего 2-3 лесника-охранника на лесничество. По статистике, у нас в стране 136 инспекторов на лесную площадь около миллиона га. Этого критически мало. Сейчас и огонь замечают, когда тот из леса подступает уже к селу. А раньше лесники обнаруживали любой маленький костерок и легко его тушили. Да и не на все участки можно пройти, собственники не разрешают.

 

И огромные площади находятся в аренде. Придумана простая схема: лес поджигают и по бросовой цене берут в аренду. Лес с корня стоит одних денег, а лес, который чуть поврежден низовым лесным пожаром – совсем других. Хотя кора и подгорела, древесина дешевле не становится, своих свойств не теряет.

 

Самовольные порубки тоже имеют свои очевидные причины. Так, раньше погорельцам выдавали 50 кубометров лиственного и 50 кубометров хвойного леса. А теперь те, у кого сгорел дом, идут в администрацию. Оттуда их посылают  в департамент лесного хозяйства, где им говорят, что почти весь лес в аренде и выделить участок не могут. А арендаторы точно не сдадут лес по льготной цене. Что сделать жителю, оставшемуся без крова? Ему проще пойти в ближайший лес и без всяких разрешений взять и нарубить столько леса, сколько ему надо. Не думайте, что это малая толика вырубок, напомню, что у нас огромные территории не газифицированы, а дрова тоже трудно «выбить» у властей, население запасает их, как может.

 

Что касается предложения ОНФ об общественном контроле, скажу, что общественные лесные инспекторы раньше тоже были, они помогали профессиональным лесникам. Было время, когда лесникам доверяли, сами жители им сообщали, кто и откуда привозил лес. Проблема заключается в том, что аже если общественным инспекторам дадут полномочия, им будет трудно добыть информацию.