14/10/15

Без преувеличения можно сказать, что само время выдвинуло московское ЗАО «Дидактические системы» на передний край борьбы за импортозамещение, обновление и модернизацию российских производств, кратное повышение производительности труда. И не случайно.  Вся деятельность  этого предприятия со дня его основания направлена на решение застарелой, но чрезвычайно важной проблемы российской экономики, которую можно обозначить как дефицит профессионализма.

 

Дефицит профессионализма

Говорить о конкурентности и эффективности какого-либо производства бессмысленно, если оно не укомплектовано квалифицированными, и, если хотите, достаточно интеллектуальными работниками. В первую очередь речь о промышленных предприятиях,  Другими словами, успех или крах любого предприятия зависят от тех, кто на нем трудится. А как иначе? Но вот вопрос – много ли у нас сейчас предприятий, не испытывающих дефицита в квалифицированных кадрах? Не стал ли уже дефицит профессионализма серьезным тормозов в нашем экономическом развитии и наших усилиях противостоять санкциям Запада?

Еще до массовой санкционной атаки Запада, года два назад Центр трудовых исследований НИУ «Высшая школа экономики» обследовал 304 промышленных предприятия в 30 регионах страны на предмет обеспеченности их квалифицированными кадрами. И оказалось, что 77% их испытывают дефицит таких рабочих и специалистов. Во-первых, численность работников в промышленности вообще сокращается: по данным Российского статистического ежегодника, за двадцать лет реформ их число уменьшилось с 20,9 млн до 13,2 млн. В машиностроении, в частности, еще хуже – было 10 млн работников, осталось 3,9 млн. И это, в основном, люди предпенсионного и пенсионного возраста, приток молодежи в машиностроение, констатируют исследователи, полностью прекратился. Во-вторых, утерян прежний квалификационный уровень российских рабочих. Доля рабочих 4-6-тарифных разрядов только в трех отраслях – нефтедобывающей, нефтехимической и цветной металлургии – немногим превышает 50%, во всех остальных – меньше.

Президент В.В.Путин: «Создать к 2020 г. 25 млн. высокотехнологичных рабочих мест»

В своей предвыборной статье 2012 г. В.В.Путин подчеркнул: «… создание 25 млн. новых, высокотехнологичных, хорошо оплачиваемых рабочих мест для людей с высоким уровнем образования — это не красивая фраза. Это насущная необходимость, минимальный уровень достаточности. Вокруг решения этой общенациональной задачи нужно строить государственную политику, консолидировать усилия бизнеса, создавать наилучший деловой климат».

Причины сложившегося положения общеизвестны, одна из основных  – полный развал государственной системы профтехобразования, подготовки технических специалистов среднего и высшего уровня, успешно действовавшей в Советском Союзе. Попытки нынешнего правительства найти какую либо альтернативу этой системе пока безуспешны.

Политика Минобрнауки сегодня ориенти­рует учреждения профобразования не на лучшую подготовку учащихся, а на зарабатывание внебюджетных средств для выживания, в том числе на заработную плату преподавателям. Понятно стремление директо­ров учреждений профобразования закупать не учебную, а промышлен­ную технику в надежде получить зака­зы извне и конкурировать с промыш­ленными предприятиями за счёт бес­платной работы студентов и отсут­ствия арендной платы за помещения. Отсюда желание сделать на месте спортивных площадок автостоян­ки, открыть автомастерские под ви­дом обучения студентов ремонтным работам на реальных автомашинах клиентов. Аналогичная ситуация и с ву­зами. И только наивные люди мо­гут думать, что, выделив единовре­менно 55 вузам деньги на програм­мы их совершенствования, можно решить проблемы высшего техни­ческого образования страны.

 

Чему учить?

Сегодня уже очевидно, что систему профессиональной подготовки надо менять. И прежде всего надо ответить на вопрос – чему учить будущих рабочих высокой квалификации, инженеров и техников? Как считает  директор по регио­нальному развитию ЗАО «Дидактические системы» Владимир Фе­дотов, особенность современного этапа обучения техническим дис­циплинам заключается в том, что в современном машиностроении преобладает интеграция электри­ческих, электронных и механи­ческих компонентов. Это влечёт за собой и изменения к требовани­ям, предъявляемым к эксплуатирую­щему их персоналу. На первое место выходят навыки и знания в обраще­нии с электронной техникой управ­ления с использованием компьюте­ров и микроконтроллеров; требует­ся владение электропневматикой, электрогидравликой и электроме­ханикой во всех их компонентах; предприятия машиностроения всё в большей степени нуждаются в специалистах–«гибридах», пони­мающих как электронную технику управления, электромеханику, так и гидропневмоавтоматику. Такое направление подготов­ки именуется мехатронным.

Владимир Федотов: предприятия нуждаются в специалистах-«гибридах»

Что такое «мехатро­ника»? По определению  это область науки и техники, посвящённая созданию и эксплуата­ции машин и систем с компьютер­ным управлением движением. Соб­ственно говоря, любая современ­ная машина, станок, самолёт или автоматическая линия — это вопло­щение мехатроники. Мехатроника базируется на знаниях в области ме­ханики, электроники, информатики и микропроцессорной техники.

Казалось бы, а что здесь ново­го? Ведь эти дисциплины читаются практически в каждом техничес­ком учебном заведении. Так почему же тогда специалистов, способных эксплуатировать такого рода обору­дование, а тем более создавать его, катастрофически не хватает?

Ответ прост — каждая из этих дисциплин читается сама по себе, по старинке — независимо от смеж­ных! И ни одна, кроме информа­тики, не входит в состав общепро­фессиональных дисциплин (ОПД). Да и сама мехатроника до сих пор относится к узкопрофессиональным модулям. Новые ФГОСы также со­держат лишь «старые» ОПД — всё те же компьютерная графика, техниче­ская механика, материаловедение, метрология и программирование… Сегодня нужны новые ОПД, даю­щие знания в области приводов, си­стем управления и датчиков — всего того, что и составляет сегодня обще­профессиональную основу техники. Акцент должен быть сделан на взаи­модействии механики, электроники и микропроцессорной техники меж­ду собой, т. е. на мехатронику!

 

На чем учить?

Заслуга ЗАО «Дидактические системы» как раз в том и состоит, что здесь впервые в стране создали учебную технику, соответствующую новым требованиям к преподаванию общепрофессиональных дисциплин, позволяющую обучать мехатронике. Последние пятнадцать лет основным направлением работы предприятия является создание полноценных учебно-методических комплексов (УМК) по «Технологии машиностроения» и «Автоматиза­ции технологических процессов (АСУТП)». Разработки «Дидактических систем»  вы­держивают реальную конкуренцию с немецкой, китайской, итальянской и израильской учебной техникой.

 

Предприятие выпускает стенды, отражающие саму суть мехатроники. Исходили из того, что, образно говоря, мехатронную технику можно представить в виде совокупности элементов:

— «мозг машины» — электрон­ное устройство (компьютер, про­граммируемый логический контрол­лер), которое получает сигналы с датчиков и кнопок управления, обрабатывает их и посылает на ис­полнительное устройство (привод, сигнальное устройство и т. п.);

— «мышцы машины» — электро-, гидро- и пневмоприводы, обеспечи­вающие механические движения;

— «органы чувств» — датчики и путевые выключатели, собираю­щие информацию о состоянии механизмов или параметров тех­нической (мехатронной) системы и посылающие их в виде входных сигналов обратно на электронное устройство.

В качестве наиболее простого и наглядного средства для изучения всей совокупности элементов и вза­имосвязей «мехатронной системы» ЗАО «Дидактические системы»  предлагает стенд с использова­нием в качестве «мышц машины» пневматических приводов. Это свя­зано с тем, что пневматика проста в сборке, легка в управлении, эко­логична, безопасна и очень нагляд­на в обучении — движение штока пневмоцилиндра имеет начальную и конечную точки, а его скорость легко поддаётся контролю и ре­гулированию. И вместе с тем это одно из самых распространённых в промышленности средств авто­матизации.

 

Система управления («мозг ма­шины») реализована в стенде на ба­зе релейно-контактных электромеха­нических элементов (кнопки, реле, счётчики импульсов) с возможно­стью дооснащения программируе­мым логическим контроллером.

Важным элементом «мехатро­ники» в стенде являются «органы чувств» — широко распространён­ные в промышленности датчики, бесконтактные путевые выключа­тели и реле давления.

Завершают оснащение малошум­ный компрессор, набор магнитных аппликационных моделей, учебные пособия, сборник лабораторных и практических работ, электронные плакаты на CD и компьютерные те­стирующие программы.

Важно, что в процессе обучения учащийся своими руками поэле-ментно собирает на стенде как пневматическую (силовую), так за­тем и электромеханическую систему

 

Успех – в тесном сотрудничестве

Из Послания Президента В.В. Путина Федеральному Собранию 4 декабря 2014 года:

«…К 2020 году как минимум в половине колледжей России подготовка по 50 наиболее востребованным и перспективным рабочим профессиям должна вестись в соответствии с лучшими мировыми стандартами и передовыми технологиями».

ЗАО «Дидактические системы» принимает самое активное участие в приоритетном национальном про­екте «Образование». Только за три года более 100 учебных заведе­ний выбрали оборудование предприятия для реализации инновационных образовательных программ. Сегод­ня партнёрами и заказчиками ЗАО «Дидактические системы» являют­ся более 170 колледжей и 20 вузов страны.

Успех многих лидеров проекта «Образование» (ПНПО) ковался в сотрудничестве со специалистами этого московского предприятия. Не просто поставщика, а консультанта руководителей и наставника преподавателей.

Можно привести множество примеров эффективного сотрудничества московского предприятия с учебными заведениями. Так, дирек­тор Омского промышленно-экономического колледжа Сергей Коровин приобрёл оборудование «Дидактических систем» и методиче­ские материалы, прислал учиться педагога. А уже через год благода­рил предприятие за оборудование, отметив, как увлечённо ребята занимаются в лаборатории, как повысилось ка­чество и, самое главное, мотивация учёбы. Партнёрами «Дидактических систем» стали директора электромеханического (Чебоксары), политехнического (Магнитогорск) и металлургическо­го (Липецк) колледжей А.А. Судлен­ков, А.Ф. Лындин и С.Г. Петухов, также сде­лали выбор в пользу учебной техники этого предприятия. В результате лаборатории, поставленные этим учебным заведениям «под ключ», бы­ли признаны «Лучшей реализацией национального проекта «Образова­ние». Эти же лаборатории использу­ются теперь и для переподготовки и повышения квалификации как персонала промышленных произ­водств, так и незанятого населения названных регионов.

Справка «РР». ЗАО «Дидактические системы» – производственное предприятие, осуществляющее разработку учебно-лабораторного оборудования, тренажеров и методических материалов для всех уровней профессионального образования. Осуществляет комплексное оснащение учебных центров, классов и лабораторий учебно-лабораторным оборудованием, методическими пособиями и материалами, подготовку преподавателей и повышение квалификации специалистов промышленных предприятий.

Опыт работы– более 25 лет. Разрабатывали идеологию, готовили преподавателей и оснащали учебные центры промышленных предприятий:

ОАО «АвтоВАЗ» (1998-2000г.) – ( Гидро-пневмоприводы, ПЛК, датчики, электроприводы);

ОАО «Северсталь» (2000-2014г.) – ( Гидро-пневмоприводы, ПЛК, сварка, подшипники, датчики, электроприводы);

завод ЗАО «Форд Мотор Компани» (2005г.) – (Пневмоавтоматика, логистика цехов);

завод ЗАО «Фольксваген Рус» (2007-2008г.) – (Гидро-пневмоприводы, ПЛК, датчики, электротехника и электроника, электроприводы);

Белорусского и Выксунского металлургических заводов – ( Гидро-пневмоприводы, ПЛК, сварка, датчики, электроприводы);

заводов холодильников «Атлант» (Минск), «Стинол» (Липецк) – ( Гидро-пневмоприводы), и др.

ЗАО «ДиСис» в настоящее время привлечено к работе по оснащению учебных центров газопровода «Сила Сибири», космодрома «Восточный», учебного центра при заводе КАМАЗ, а также к созданию и оснащению авиационного колледжа при заводе «Вертолеты России» (г.Улан-Удэ).

Официальный поставщик Министерства образования и науки РФ – более 150 учебных заведений воспользовались услугами ЗАО «ДиСис». Член международной ассоциации разработчиков и производителей учебной техники (МАРПУТ).

Представитель в РФ немецких компаний «LD-didactic» и «R.& S. KELLER Gmbh».

Организатор ежегодных конференций «Подготовка кадров для работы на станках с ЧПУ» в ходе выставок «Металлообработка-2010-2015 г.» в Экспо-Центре г. Москва.

Разработки ЗАО «Дидактические Системы» отмечены множеством дипломов российских и зарубежных выставок (Германия, Перу, Белоруссия, Казахстан, Армения).

С 2015 г. партнер движения JUNIOR SKILLS (компетенции CAD/CAM системы и станки с ЧПУ, электромонтаж).